Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье изложены алгоритм и правила организации психолого-педагогического обследования младших дошкольников с особенностями здоровья при поступлении в дошкольную образовательную организацию. Раскрыт комплекс диагностических методов и процедура обработки результатов психолого-педагогической диагностики. Указаны важные диагностические критерии оценки познавательного развития, а также наиболее значимые задания для определения подходящего ребенку варианта образовательной программы. Подробно представлены психологические достижения детей в возрасте 36—40 месяцев жизни с отклонениями здоровья различной этиологии. Дана психолого-педагогическая характеристика каждого из трех возможных вариантов познавательного развития: нормативного, с незначительным отставанием и с несоответствием возрастному нормативу. Показана взаимосвязь состояния здоровья и варианта познавательного развития ребенка, результаты статистического анализа медицинской, социальной и психолого-педагогической информации. Подтверждено, что наглядно-действенное мышление обеспечивает возможность ребенку последовательно накапливать новый практический опыт, знания и умения как в процессе целенаправленного знакомства с окружающей средой, так и от взрослого путем подражания его действиям и вербально. Доказано, что интерес и желание ребенка сотрудничать с новым взрослым в предметно-игровой ситуации, а также сформированность наглядно-действенного мышления являются определяющими критериями, свидетельствующими о его возможности обучаться в групповой форме.
Ключевые слова: познавательное развитие; младшие дошкольники; образовательные маршруты; психологическая готовность; дошкольные образовательные организации; психолого-педагогическая диагностика; диагностика психического развития; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ.
Abstract: The article deals with the algorithm and rules of organization of psycho-pedagogical examination of junior preschool children with disabilities on their entering a preschool education institution. The article describes a complex of diagnostic methods and the procedure of procession of results of psycho-pedagogical diagnostics. It con-tains important diagnostic criteria of assessment of cognitive development and the most significant tasks which can be used to select the variant of the edu-cational program most suitable for the child. The psychological achievements of 36-40-month-old children with disa-bilities of various etiologies are presented in detail. A psychological characteristic of each of the three possible variants of cognitive development is given: normal development, insignificant underde-velopment, and deviation from the age-related norm. The authors demonstrate the dependence of the variant of the child’s cognitive development on the state of their health, and the results of statistical analysis of medical, social and psycho-pedagogical information. The study argues that visually enabled active reasoning gives the child a possibility to accumulate new practical experience, knowledge and skills step by step both in the process of purposeful acquaintance with the environment and from the adult person via imitating their actions and verbally. The authors prove that the child’s interest and desire to cooperate with a new adult person in the situation of an object-based game, as well as the level of formation of visually enabled active reasoning are the determining criteria showing the child’s ability to learn in a group of peers.
Key words: cognitive development; junior preschool children; educational routes; psychological preparedness; preschool education institutions; psycho-pedagogical diagnostics; diagnostics of psychological development; children with disabilities; disabilities; SEND.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.