Архив журнала
Этапы логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими врожденную расщелину губы и неба
- 657
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены этапы логопедической работы с детьми раннего возраста с врожденной расщелиной губы и неба, освещены приемы работы логопеда, раскрыты особенности применения логопедического воздействия в соответствии с этапами хирургического вмешательства. Врожденная расщелина губы и неба у детей среди всех врожденных пороков развития занимает 2—3 место по распространенности. Современные медицинские технологии, внедренные в государственном автономном учреждении здравоохранения Свердловской области «Многопрофильный клинический медицинский центр „Бонум“» г. Екатеринбург, направлены на раннюю коррекцию основного порока у детей с врожденной расщелиной губы и неба — восстановление целостности артикуляционного аппарата. Хирургическое вмешательство осуществляется в период доречевого развития. В это время ребенку и его родителям требуется педагогическая и психологическая помощь. Традиционные методики педагогической коррекции А. Г. Ипполитовой, И. И. Ермаковой, Л. И. Вансовской и других специалистов для детей с врожденной расщелиной губы и неба не рассчитаны на ранний возраст. Реабилитация детей с врожденной расщелиной губы и неба носит комплексный характер. Логопедическая коррекция занимает ведущее место в реабилитационном процессе. Четкая, внятная речь детей является показателем качества всего процесса реабилитации. Направления логопедического воздействия определены в середине ХХ века: активизация мышц мягкого неба, выработка правильного положения языка в ротовой полости, формирование дифференцированного ротового и носового дыхания, коррекция голоса и звукопроизношения. Учитывая многоэтапность хирургического вмешательства, задачи логопедической работы, указанные А. Г. Ипполитовой, в дооперационном и послеоперационном периодах обучения должны быть конкретизированы.
Ключевые слова: ринолалия; дошкольная логопедия; ранний возраст; младшие дошкольники; дети с нарушениями речи; нарушения речи; профилактическая работа, логопедическая работа; дети с врожденной расщелиной губы и неба; врожденная расщелина губы и неба; этапы логопедической работы; хирургическое вмешательство; челюстно-лицевая патология.
Abstract: The article deals with the stages of logopedic work with infants with congenital cleft lip and palate, describes logopedic techniques and specificity of logopedic intervention in accordance with the stages of surgical treatment. The congenital cleft lip and palate in infants has the second or third highest incidence among all congenital developmental disorders. The modern medical technologies implemented in the state autonomous institution of healthcare of Sverdlovsk Region “Multiprofile Clinical Medical Center Bonum” in Ekaterinburg are aimed at early surgery of the primary defect in children with congenital cleft lip and palate — restoration of the structure of the speech apparatus. Surgery is performed in the period of pre-speech development. The child and its parents need pedagogical and psychological support at this time. The traditional methods of pedagogical rehabilitation by A. G. Ippolitova, I. I. Ermakova, L. I. Vansovskaya and other specialists are not suitable for children with congenital cleft lip and palate at an early age. Rehabilitation of children with congenital cleft lip and palate has a complex character. Logopedic intervention takes the leading position in this process. Clear and articulate speech of the children is an indicator of the quality of the whole rehabilitation process. The main areas of logopedic intervention were defined in the mid 20th century: activization of the muscles of the soft palate, practicing the correct position of the tongue in the mouth cavity, formation of differentiated oral and nasal breathing, and correction of the voice and sound articulation. In view of the multistage nature of the surgery, the tasks of logopedic intervention during pre-operative and post-operative periods formulated by A. G. Ippolitova should be further specified.
Key words: rhinolalia; preschool logopedics; early age; junior preschoolers; children with speech disorders; speech disorders; prevention; logopedic work; children with congenital cleft lip and palate; congenital cleft lip and palate; stages of logopedic work; surgical treatment; maxillofacial pathology.