Файл статьи: PDF
Аннотация: В представленном материале отражен актуальный подход к пониманию современного учебника как учебного ресурса, а также средства обучения, воспитания и развития младших школьников с разными образовательными возможностями. В фокусе изучения — учебник по русскому языку, одному из базовых учебных предметов программы начального общего образования. Чтение учебника по русскому языку автор относит к особому виду чтения, требующему от учащихся специальной готовности, прежде всего к осуществлению знаково-символической деятельности. Последняя, как показывают экспериментальные исследования междисциплинарного плана, является интегральной характеристикой учебной деятельности младшего школьника, а потому нуждается в тщательном изучении. В статье представлена новая авторская технология оценки привлекательности учебника по русскому языку для учащихся начальных классов общеобразовательной (в том числе инклюзивной) школы, опосредованно выявляющая речевые и когнитивные возможности детей данного возраста в восприятии и усвоении знаково-символических средств, а также абстрактных моделей, посредством которых организован учебный материал по предмету «русский язык». Данная технология может использоваться школьным логопедом в диагностических целях — для оценки как актуальных, так и потенциальных образовательных возможностей младших школьников с речевыми нарушениями; в учебно-развивающих целях — для оптимизации учебной деятельности детей; в коррекционно-развивающих целях — для разработки индивидуального образовательного маршрута в обучении, представляющего собой модель сопровождения слабо читающих школьников и/или учащихся, имеющих низкую учебную успеваемость в целом. Владение представленной технологией повышает качество взаимодействия логопеда с другими специалистами образовательной организации, что отвечает современным требованиям к комплексному сопровождению учащихся с разными образовательными возможностями в начальном общем образовании.
Ключевые слова: учебники русского языка; начальное обучение русскому языку; начальная школа; младшие школьники; логопедия; логопеды; логопедическая работа; образовательные возможности; особые образовательные потребности; логопедические технологии; индивидуальные образовательные маршруты.
Abstract: The material presented reflects an urgent approach to understanding the modern textbook as an educational resource, as well as a means of training, upbringing and development of junior schoolchildren with different learning capabilities. The study focuses on the textbook of Russian as one of the basic subjects of the program of primary general education. The author refers reading of the Russian textbook to a special kind of reading requiring special skills — first of all, ability to correlate signs and symbols — on the part of the pupils. Experimental interdisciplinary research shows that this activity is an integral characteristic of the process of learning of primary school pupils, and therefore needs careful study. The paper presents a new authored technology of assessing the attractiveness of the Russian textbook to pupils of junior grades of primary (and specifically inclusive) school, indirectly revealing speech and cognitive abilities of the children of this age in perception and acquisition of semiotic-symbolic means, as well as abstract models, with the help of which the educational material of the subject “Russian language” is organized. This technology can be used by a school logopedist for diagnostic purposes (to assess both real and potential learning capabilities of junior schoolchildren with speech disorders); for educational and developmental purposes (to optimize the children’s learning activity); for rehabilitation-educational purposes (to design individual educational route of learning, which represents a model of support for poorly reading pupils and/or pupils with poor academic standing in general). The technology improves the quality of interaction between the logopedist and other specialists of the education institution, which meets the modern requirements to complex support for pupils with different learning capabilities in primary general education.
Key words: Russian textbooks; teaching Russian at primary school; primary school; junior schoolchildren; logopedics; logopedists; logopedic work; learning capabilities; special educational needs; logopedic technologies; individual educational routes

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.