Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В публикации проанализированы теоретические подходы к рассмотрению повествовательных текстов с лингвистических, наррато-логических, онтолингвистических позиций. Предметом исследования явился процесс создания связного повествовательного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель данной публикации состояла в описании результатов анализа повествовательных текстов, создаваемых дошкольниками с общим недоразвитием речи. Представлены материалы и модель исследования повествовательной структуры пересказов у детей дошкольного возраста. Методика обследования повествовательного высказывания дошкольников включала две серии заданий, направленных на анализ смыслового программирования и репродуцирования текстовой информации, а также на оценку развертывания повествовательного высказывания на основе заданной сюжетной линии. По результатам анализа экспериментальных данных авторами определены типологические особенности создания текстов пересказов, свойственные дошкольникам с нарушениями речи. На основе выявленных особенностей предложены следующие основные направления коррекционно-ориентированной работы: 1) анализ первичного текста: установление и фиксация; 2) подготовка к составлению текста пересказа; 3) пересказ текста на основе применения содержательных и смысловых опор. Выявленное своеобразие повествовательной структуры вторичных текстов, создаваемых дошкольниками с общим недоразвитием речи, и предложенные направления работы могут учитываться в системе коррекционных занятий, направленных на формирование различных составляющих речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: дошкольная логопедия; дошкольники; дети с нарушениями речи; нарушения речи; ОНР; общее недоразвитие речи; детская речь; развитие речи; пересказы; повествовательные тексты.
Abstract: The paper analyzes theoretical approaches to the study of narrative texts from linguistic, narratological, and ontolinguistic positions. The scope of research covers the process of creation of a coherent narrative utterance by senior preschoolers with general speech underdevelopment. The aim of the paper consists in the description of the analysis of narrative texts generated by preschool children with general speech underde-velopment. The article presents the ma-terials and a model of research of the narrative structure of texts retold by preschoolers. The method of investiga-tion of the narrative utterance of pre-schoolers includes two series of tasks targeted at analysis of semantic programming and reproduction of textual information and at assessment of unfolding the narrative utterance on the basis of the given plot. On the results of the analysis of experimental data, the authors have defined the typological features of creation of the texts retold by preschoolers with speech disorders. On the basis of the specific features detected, the authors suggest the following main directions of rehabilitation-oriented work: 1) analysis of the original text: statement and fixation; 2) preparation for the compilation of the text of retelling; 3) retelling of the text using content and semantic supports. The specificity of the narrative structure of the secondary texts produced by preschool children with general speech underdevelopment and the main directions suggested by the authors can be taken into account in the system of rehabilitation lessons aimed at the for-mation of various components of speech of preschoolers with general speech underdevelopment.
Key words: preschool logopedics; preschool children; children with speech disorders; speech disorders; general speech underdevelopment; children’s speech; speech development; retelling; narrative texts.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.