Архив журнала
Состояние когнитивных операций грамматикализации у детей с ограниченными возможностями здоровья
- 430
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования состояния когнитивных операций грамматикализации у детей с ОВЗ разных нозологических групп младшего школьного возраста. Раскрыты основные термины: «когнитивные операции», «когнитивные операции грамматикализации», «грамматикализация», «семантизация», «вербализация», «грамматический строй речи». Термин «грамматикализация» рассмотрен с точки зрения лингвистики, психолингвистики и логопедии на материале отечественных и зарубежных исследований. В данной работе были применены методики Р. И. Лалаевой, И. В. Прищеповой, Е. Ф. Архиповой, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, Л. Б. Халиловой, Е. Ф. Архиповой, В. К. Воробьевой, которые подразделялись на два блока. Первый диагностический блок направлен на исследование когнитивных операций у младших школьников с ОВЗ. Второй диагностический блок направлен на исследование грамматического строя речи и состояния когнитивных операций грамматикализации. В статье продемонстрирован сравнительный анализ состояния когнитивных операций грамматикализации у младших школьников разных нозологических групп. Дана качественная и количественная характеристика полученных данных для каждой группы детей. Показана взаимосвязь между сформированностью когнитивных операций грамматикализации и грамматическим строем речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью (УО) посредством метода математической обработки данных. Описаны выводы о состоянии когнитивных операций грамматикализации у детей с ОВЗ каждой нозологической группы младшего школьного возраста.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи; ТНР; задержка психического развития; ЗПР; умственная отсталость; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ; грамматикализация; грамматический строй речи; детская речь; развитие речи; логопедия; психолингвистика.
Abstract: The article presents the results of a study of the state of cognitive operations of grammaticalization in primary school children with special educational needs of various nosological groups. The basic terms in the study are “cognitive operations”, “cognitive operations of grammaticalization”, “grammaticalization”, “semantization”, “verbalization”, and “grammatical structure of speech”. The term "grammaticalization" is considered from the point of view of linguistics, psycholinguistics and logopedics in domestic and foreign literature. The given study employs the techniques of R.I. Lalaeva, I.V. Pri-shchepova, E.F. Arkhipova, T.A. Fo-tekova, T.V. Akhutina, L.B. Khalilova, E.F. Arkhipova, and V.K. Vorob'eva, which are divided into two blocks. The first diagnostic unit is aimed at the study of cognitive operations in junior school-children with disabilities. The second diagnostic unit focuses on the grammatical structure of speech and the state of cognitive operations of grammaticalization. The article demonstrates a comparative analysis of the state of cognitive operations of grammaticalization in junior schoolchildren of various nosological groups. The author gives a qualitative and quantitative assessment of the data obtained for each group of children. The article reveals the interre-lationship between the level of formation of cognitive operations of grammaticalization and the grammatical structure of speech in children with severe speech disorders (SSD), disorders of psychological development (DPD), and intellectual disabilities (ID) using the method of mathematical data processing. The author makes conclusions about the state of cognitive operations of grammaticalization in primary school children with disabilities of each nosological group.
Key words: severe speech disorders (SSD); disorders of psychological development (DPD); intellectual disability (ID); children with special educational needs; special educational needs (SEND); grammaticalization; grammatical structure of speech; children’s speech; speech development; logopedics; psycholinguistics.