Архив журнала
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у педагогов начальных классов
- 516
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассматриваются вопросы, касающиеся здоровья педагога начальной школы, его роли в формировании жизненных ценностей младших школьников, в частности отношения к своему здоровью. Ряд исследователей отмечают, что деятельность педагога связана с нервно-эмоциональными перегрузками, которые проявляются рядом психологических и психофизиологических симптомов. От уровня здоровья учителя зависит качество профессиональной деятельности, также он должен стать образцом для своих учеников в области сохранения и укрепления здоровья.
Рассмотрены понятия «культура здоровья учителя» и «профессиональное здоровье». В целях выявления уровня сформированности мотивации к здоровому образу жизни и отношения к своему здоровью и здоровью воспитанников проведено анкетирование среди учителей начальных классов школ г. Екатеринбурга и Свердловской области. Как показали результаты анкетирования, педагоги для формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у младших школьников используют разнообразные методы и формы работы, хотя роль администрации в этом направлении недостаточна и сама школа должна быть заинтересована в здоровых учащихся и учителях. Ряд молодых специалистов для поддержания своего здоровья стараются избегать формирования вредных привычек, гулять на свежем воздухе, высыпаться, соблюдать режим и рацион питания, заниматься спортом и фитнесом для сохранения своего здоровья. У педагогов в возрасте от 26 до 30 лет отмечаются нарушения в режиме и рационе питания. Для становления и развития культуры здоровья педагогов необходима поддержка со стороны администрации образовательного учреждения, государственных структур и родителей.
В системе современного профессионального образования, где здоровье признается одной из важнейших ценностей, необходима подготовка учителя, обладающего высоким уровнем культуры здоровья, способного применять имеющиеся у него в области здоровьесбережения знания не только в отношении обучающихся, но и себя самого.
Ключевые слова: культура здоровья; здоровый образ жизни; учителя начальных классов; начальная школа; младшие школьники; профессиональное здоровье; здоровье учителя; здоровьесбережение; анкетирование.
Abstract: The article deals with the issues of the primary school pedagogue’s health and his role in the process of formation of life values of junior schoolchildren, specifically their attitude to their own health. A number of researchers note that the teacher’s activity is connected with nervous-emotional overload which manifests itself in certain psychological and psycho-physiological symptoms. The level of the teacher’s health determines the quality of their professional activity; the teacher must also be a model for their pupils in the sphere of health preservation and promotion.
The authors consider the notions of “teacher’s health culture” and “professional health”. They have carried out questionnaires among primary school teachers of Ekaterinburg and Sverdlovsk Oblast in order to reveal the level of formation of motivation towards healthy lifestyle and the attitude to their own health and the health of their pupils. The questionnaire results show that the pedagogues use various methods and forms of work in order to form health culture and healthy lifestyle in junior school-children, though the role of administration in this area is still inadequate, and the school itself should be interested in healthy teachers and pupils. Some young specialists try to avoid developing bad habits, walk in the open air, sleep long enough, keep to a diet and go in for sports and fitness to preserve and pro-mote their health. Pedagogues aged 26-30 years demonstrate deviations in their dietary plan and nutrition. The develop-ment of the teachers’ health culture needs support from the school administration, state structures and parents.
The system of modern professional education where the teacher’s health is recognized as one of the vital values needs training pedagogues possessing a high level of health culture and capable of applying the knowledge in the sphere of health preservation not only in relation to their pupils but also to themselves.
Key words: health culture; healthy lifestyle; primary school teachers; primary school; junior schoolchildren; professional health.