Вам может быть интересно:
Архив журнала
Оптимизация методов коррекционно-педагогического воздействия при нарушениях речи и глотания у лиц после хирургического лечения опухолей головы и шеи
- 401
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена комплексной реабилитации новой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — пациентов с приобретенными грубыми анатомо-физиологическими дефектами после хирургического лечения опухолей головы и шеи. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы растет число случаев заболеваемости злокачественными новообразованиями в этой области. Возможности оказания медицинской помощи совершенствуются, однако недостаточно внимания уделяется проблеме реабилитации. В отечественной литературе изучаются вопросы коррекции нарушений речевой коммуникации, и практически отсутствуют данные о расстройствах других функций периферического отдела речевого анализатора, в частности процесса приема пищи. Между тем особенно остро в послеоперационном периоде стоит вопрос восстановления глотания. Цель нашего исследования — определение взаимосвязи речевых дефектов и дисфагии у названного контингента лиц, а также оптимизация коррекционно-педагогического воздействия в структуре комплексной реабилитации.
В 86,8 % случаев нами отмечены нарушения глотания разного характера и степени выраженности, причем проявления дисфагии зависят от локализации анатомо-физиологических нарушений. Большинство пациентов придавали первостепенное значение проблемам с приемом пищи, что убедительно доказывает необходимость восстановления нормального питания в рамках логопедической реабилитации, решение этой проблемы имеет первостепенное значение.
Коррекция дисфагии с учетом ее стадии — неотъемлемая часть мероприятий по восстановлению речи, так как улучшение процесса приема пищи уменьшает психологический дискомфорт в послеоперационном периоде, оказывает положительное влияние на процесс вербальной коммуникации, позволяя оптимизировать логопедическое воздействие и сократить сроки восстановления речи.
Ключевые слова: дисфагия; комплексная реабилитация; речевые дефекты; нарушения речи; логопедическая коррекция; анатомо-физиологические нарушения.
Abstract: The article deals with complex rehabilitation of a new category of persons with disabilities – patients with acquired severe anatomo-physiological defects after surgery for head and neck tumors. The urgency of this research is determined by the fact that in recent years, the number of patients with malignant tumors in these areas has considerably grown. The opportunities of medical assistance are being improved, but still inadequate attention is paid to the issues of rehabilitation. Our home literature dwells of the issues of correction of speech communication defects, and there are practically no data about disorders of other functions of the peripheral part of the speech analyzer – about of the process of eating in particular. However, the question of rehabilitation of swallowing during the postoperative period is especially urgent. The aim of the given research is to reveal the interrelation between speech disorders and dysphagia in the persons mentioned above, and to describe optimization of the rehabilitation-pedagogical intervention in the structure of complex rehabilitation.
In 86.8% of cases the authors registered swallowing disorders of different nature and degree of manifestation, and manifestations of dysphagia depend on localization of anatomo-physiological disorders. The majority of patients gave primary importance to the problems of eating, which proves that it is necessary to restore normal eating within the framework of logopedic rehabilitation; the solution of this problem is of prime importance.
Rehabilitation of dysphagia, taking into account its stage, is an inseparable part of measures for speech rehabilitation, because improvement of the process of eating reduces the psychological discomfort during the postoperative period, and has a positive impact on the process of verbal communication providing an opportunity to optimize logopedic intervention and shorten the time of speech rehabilitation.
Key words: dysphagia; complex rehabilitation; speech defects; speech disorders; logopedic rehabilitation; anatomo-physiological disorders.