Архив журнала
Окуломоторные характеристики как показатель сформированности навыка анализа письменного текста у детей 9—11 и 12—14 лет
- 396
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты экспериментального исследования окуломоторного поведения детей при чтении текстов научного содержания. В исследовании приняли участие 36 детей двух возрастных групп: 9—11 лет (20 человек) и 12—14 лет (16 человек). Производилась регистрация движений взора с использованием айтрекера при чтении ребенком двух научных текстов. Анализ пространственно-временных характеристик взора, в том числе таких его компонентов, как саккады и фиксации, позволил выявить различия в особенностях окуломоторного поведения у детей данных возрастных групп при чтении. Были получены данные, позволяющие предполагать, что у детей 12—14 лет в некоторой степени сформирован навык самомониторинга понимания текста при чтении. Результаты анализа окуломоторных характеристик позволили выдвинуть гипотезу о том, что у детей старшей возрастной группы более развита способность к антиципации в процессе чтения в сравнении с детьми младшей группы. Также результаты исследования дали основания утверждать, что в данных возрастных периодах и на соответствующих им этапах обучения стратегический подход к чтению у детей еще не сформирован.
Ключевые слова: чтение в детском возрасте; понимание текста; анализ текста; работа с текстом; стратегии чтения; окуломоторное поведение; экспериментальные исследования; школьники.
Abstract: The paper presents the results of an experimental study of children’s oculomotor behavior in reading scientific texts. The study involved 36 children of two age groups: those aged 9—11 (20 children) and those aged 12—14 (16 children). During observation, eye movements were recorded by means of eye tracker while children read two scientific texts. The analysis of spatial-temporal characteristics of the eye move-ments including such components as saccades and fixations allowed the authors to reveal differences between the specific features of oculomotor behavior of children belonging to various age groups. The experimenters received evidence that allowed them to assume that children of 12—14 years of age had relatively developed skills of self-monitoring text comprehension. The results of analysis of oculomotor characteristics made it possible to pose the hypothesis that children in the older age group had a more developed ability of anticipation in the process of reading in comparison to the children of the younger age group. The results of the study also suggest that a strategic approach to reading has not yet formed at these ages and at the corresponding stages of education.
Key words: reading in childhood; text comprehension; text analysis; work with the text; reading strategies; oculomotor behavior; experimental research; schoolchildren.