Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье кратко изложены последовательность прохождения мате-риала при обучении детей с дискалькулией и интеллектуальными нарушениями счетным операциям с использованием методики «Волшебная палочка» и применяемые при этом основные подходы. С проблемами обучения математике сталкиваются многие специалисты и ученики как массовых, так и специальных коррекционных школ. Трудности в освоении математических представлений детьми с различным интеллектуальным статусом могут возникать по разным причинам. Одной из таких причин является несформированность «абстрактного представления о количестве». У всех детей с несформированным абстрактным представлением о количестве (АПК) выявляется одна общая особенность — им доступен порядковый пересчет при полном непонимании количественного наполнения чисел. В то же время в основу традиционного обучения счету положены методы, опирающиеся именно на интуитивное понимание ребенком количественного наполнения, состава числа. Поэтому традиционное обучение не помогает детям с несформированным АПК осваивать счет. Для того чтобы помочь таким детям научиться считать «в обход» проблемы, необходима методика обучения счету, опирающаяся на порядковый пересчет как основу для большинства счетных операций. Одним из возможных вариантов такой методики является «Волшебная палочка». Данная методика может применяться в индивидуальной коррекционной работе дефектологов с детьми с дискалькулией, а также с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести. Также методика может быть полезна педагогам инклюзивных классов в качестве опоры для составления индивидуального маршрута прохождения программы школьного обучения особенных детей.
Ключевые слова: методика математики во вспомогательной школе; методика преподавания математики; обучение счету; олигофренопедагогика; дискалькулия; дети с нарушениями интеллекта; нарушения интеллекта; индивидуализация обучения; коррекционная работа.
Abstract: The article outlines the sequence of work on educational material while teaching arithmetic operations to children with dyscalculia and intellectual disabilities using the “Magic Wand” technique, and describes the main approaches to the problem. Many specialists and pupils of both mainstream and special schools come across difficulties in teaching and learning mathematics. Difficulties in acquisition of mathematical concepts by children with different intellectual statuses can arise for various reasons. One of these reasons is the immaturity of the “abstract concept of number”. All children with immaturity of the abstract concept of number (ACN) demonstrate one common feature — they can count without having any idea about the quantitative meaning of numbers. At the same time, the traditional techniques of teaching counting are based on the methods presupposing the child’s intuitive understanding of the quantitative content of the number. That is why the traditional methods are not suitable for teaching counting to children with immature ACNs. In order to help these children learn arithmetic “bypassing” the problem, a new training system must be based on counting as the basis for most arithmetic operations. The “Magic Wand” technique may serve as a variant of such a system. This technique can be used in individual rehabilitation work with children with dyscalculia, as well as with intellectual disabilities of varying severity. This technique can be also useful for teachers of inclusive classes as a support in designing individual educational routes for learning school curriculum by special children.
Key words: methods of teaching mathematics at special school; methods of teaching mathematics; teaching counting; oligophrenopedagogy; dyscalculia; children with intellectual disabilities; intellectual disabilities; individualization of education; rehabilitation activity.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.