Рубрика: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме реализации системного подхода в образовании дошкольников с нарушениями речи и участия родителей в коррекционно-образовательном процессе. Авторский коллектив делится опытом создания в детском саду для детей с нарушениями речи системы взаимодействия специалистов с родителями. В статье охвачен период инновационной деятельности с 1995 по 2017 год. Исследовательская, методистская и практическая деятельность авторского коллектива посвящена проблемам раннего выявления (с двух лет) речевых нарушений и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи на всех этапах образования: дошкольном и начальном школьном. Инновационная модель сопровождения ребенка позволяет вовлекать в коллегиальное проектирование индивидуализированного образовательного маршрута родителей. Отличительная позиция авторов статьи заключается в организации коррекционно-образовательной деятельности, направленной не только на выявление нарушений психофизического развития дошкольника, но и на проектирование индивидуализированной зоны ближайшего развития, ориентированной на достижения и успехи ребенка. В статье представлены примеры инновационных проектов взаимодействия с родителями, образец индивидуализированного образовательного маршрута, направленного на поддержание успешности ребенка, разработанные коллективом детского сада № 85 Центрального района Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: дошкольная логопедия; родители; воспитатели; дошкольники; индивидуализированные образовательные маршруты; дети с нарушениями речи; нарушения речи; детские сады; родители; работа с родителями; педагогическое взаимодействие.
Abstract: The article deals with the problem of realization of the systemic approach to education of preschool children with speech disorders and participation of the parents in the process of rehabilitation and education. The authors share their experience of creation of a system of interaction between specialists and parents at a kindergarten for children with speech disorders. The article describes the period of innovative activity from 1995 to 2017. Research, methodological and practical activity of the authors focus on the problems of early diagnostics (beginning with 2 years of age) of speech defects and social adaptation of children with severe speech disorders at preschool and primary school stages of education. The innovative model of child’s support makes it possible to involve parents in joint design of an individualized educational rout. The specificity of the authors’ position consists in the organization of rehabilitation-educational activity targeted not only at revealing deviations of psychophysical development of the preschooler but also at projecting the individualized zone of proximal development oriented at ensuring success and achievements of the child. The article presents examples of innovative projects of interaction with the parents, and a model of an individualized educational rout aimed at supporting child’s successful development worked out by the specialists of kindergarten No 85 of the Central District of St. Petersburg.
Key words: preschool logopedics; parents; kindergarten teacher; preschool children; individualized education routs; children with speech disorders; speech disorders; kindergartens; work with parents; pedagogical interaction.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.