Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются различные типы динамики дисграфии младших школьников общей образовательной школы, выявленные при одновременном применении проспективного и ретроспектвного анализа данных лонгитюдного исследования фонематического навыка письма (1—4 класс) генеральной выборки учащихся. По итогам анализа результатов выделены три типа динамики дисграфии: стационарная, прогредиентная, регредиентная. Под динамикой дисграфии понимается изменение количества дисграфических ошибок, обнаруженных у школьников при выполнении разных видов письменных работ в период освоения фонематического принципа письма, которое сочетается с проведением специальных коррекционных занятий, направленных на их устранение. Стационарный тип дисграфии характеризуется отсутствием значимых изменений в количестве дисграфических ошибок в течение всего периода начального обучения, которые отличается от нормы. Прогредиентный тип дисграфии демонстрирует увеличение ошибок, достоверно возрастающих с каждым годом (от первого до четвертого класса) обучения. Регредиентная динамика характеризуется значимым уменьшением количества дисграфических ошибок в первые два года начального обучения. Каждой динамике дисграфии свойственно доминирование разных групп ошибок, их особая стойкость и возможность преодоления при применении традиционных методов логопедической работы. Установлено, что стационарный и прогредиентный типы динамики дисграфии имеют устойчивый характер и при использовании традиционных методов работы полностью не устраняются до окончания обучения в начальной школе. Регредиентный тип динамики дисграфии у учащихся является обратимым, или «транзиторным», так как преодолевается в первые годы обучения при использовании традиционной логопедической методики. Полученные экспериментальные данные научно обосновывают необходимость разработки инновационных пролонгированных вариантов коррекционной работы.
Ключевые слова: лонгитюдный анализ; дисграфии; младшие школьники; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи.
Abstract: This article analyzes different types of development of dysgraphia in general education primary school children revealed by simultaneous prospective and retrospective analysis of the data of a longitudinal study of the phonemic writing skills (grades 1-4) in the general sample of pupils. According to the analysis results, three types of dysgraphia dynamics were singled out: stationary, progredient and regredient. The dynamics of dysgraphia is a change in the number of dysgraphic errors, made by schoolchildren in different types of written work during acquisition of the phonemic principle of writing, which is combined with some special remedial classes aimed at elimination of such errors. The stationary type of dysgraphia is characterized by the absence of significant changes in the number of dysgraphic errors throughout the whole period of primary education, which is different from the norm. The progredient type of dysgraphia demonstrates a significant increase in errors year by year (from the 1st to the 4th grades). The regredient dynamics is characterized by a significant decrease in the number of dysgraphic errors in the first two years of primary education. Each type of dysgraphia dynamics is characterized by dominance of different types of errors, their particular persistence and the opportunity to overcome them by using traditional logopedic methods. It was found that the stationary and progredient types of dysgraphia dynamics are persistent and are not completely eliminated with traditional methods till the end of primary education. The regredient type of dysgraphia dynamics in pupils is reversible or “transient”, as it can be eliminated in the first years of education using traditional logopedic methods. The experimental findings give scientific substantiation of the necessity of development of innovative prolonged methods of rehabilitation work.
Key words: longitudinal analysis; dysgraphia; junior schoolchildren; logopedics; speech disorder; children with speech disorders.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.