Архив журнала
Сравнительный анализ результатов формирования здорового образа жизни у младших школьников и педагогов
- 429
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье рассматриваются возможные подходы к формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) младших школьников и педагогов. На основании анализа литературных источников отмечен низкий уровень физического и психического здоровья обучающихся начальной школы. Выявлена негативная тенденция, заключающаяся в ухудшении здоровья педагогов и проявляющаяся в эмоциональной напряженности, функциональных и соматических нарушениях.
Сравнительный анализ анкетных данных позволил выявить потребность в формировании культуры здоровья как среди детей, так и взрослых. Углубленные исследования в виде анкетирования показали, что лишь незначительная часть младших школьников и учителей школы придерживаются норм здорового образа жизни — регулярно занимаются утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Что касается рационального питания, то все участники опроса имеют представление о его важности для здоровья, но не всегда соблюдают его принципы.
Установлены основные источники информации о сохранении своего здоровья и здоровья воспитанников для учителей: прежде всего таковыми являются специалисты (медики, психологи, педагоги), также педагоги широко используют учебно-методическую литературу, кроме того, они отмечают приоритетную роль семьи в информировании учащихся по вопросам здоровья и здоровьесбережения. Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни у педагогов связано с изменением содержания их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Обращено внимание на необходимость совершенствования взаимодействия в системе «педагог — учащиеся — родители» путем вовлечения всех участников образовательного процесса в активную деятельность по формированию ЗОЖ, реализацию программ по укреплению здоровья.
Ключевые слова: здоровьесбережение; здоровый образ жизни; мотивация; здоровье; культура здоровья; двигательная активность; рациональное питание.
Abstract: The article dwells on possible approaches to the formation of the healthy lifestyle in junior school children and teachers. The authors analyze literary sources and register a low level of physical and psychological health of primary school pupils. They also determine a general tendency consisting in deterioration of health of the pedagogues manifested in emotional strains and functional and somatic conditions.
The comparative analysis of personal data allowed the authors to reveal the necessity of formation of health culture among both children and adults. Indepth study in the form of questionnaire showed that only an insignificant minority of junior school children and teachers follow the principles of healthy lifestyle — they regularly do morning exercises and go in for sports. As far as healthy food is concerned, practically all participants of the experiment realize its importance for one’s health, but do not always follow its principles.
The authors determined the main sources of information for teachers about preservation of their health and that of their pupils: first of all, these are specialists (medical workers, psychologists, pedagogues); teachers also often use pedagogical literature on methods; they also mention the primary role of the family in informing pupils about the questions of healthy lifestyle and health preservation.
The formation of stable motivation to live a healthy life in pedagogues is connected with the changes in their training, retraining and professional advancement. The article pays attention to the necessity of improving interaction in the system “pedagogue — pupils — parents” through involving all participants of the education process in the active formation of healthy lifestyle and realization of programs of health improvement.
Key words: health preservation, healthy lifestyle, motivation, health, health culture, motor activity, healthy food.