Архив журнала
Доступная среда города для (ре)абилитации детей с ОВЗ в проектах социального партнерства Фребелевского общества педагогов Санкт-Петербурга
- 578
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются научно-теоретические подходы к созданию современной развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования, мезоуровня реабилитационной среды с точки зрения постулатов Ф. Фребеля. Представлена методика изучения сенсомоторного и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), разработанная на основе идей Ф. Фребеля. Представлены экспериментальные данные. Показано, что из характеристик шара дети с различными нарушениями развития чаще всего описывали только цвет: дети с речевой недостаточностью — в 4—5 лет, дети с задержкой психического развития — в 5—6 лет, дети с умственной отсталостью — в 6—7 лет. У детей с речевой недостаточностью в 6 лет предложения по игре с шаром были однообразными, дети с интеллектуальной недостаточностью выделяли только основную функцию шара: «катать», «качать». Описаны подходы к модульному включению полифункциональных материалов Ф. Фребеля в мотивирующую пространственную среду детских садов. Предлагается учитывать различные уровни «реабилитированности» детей с сенсомоторной, речевой, интеллектуальной недостаточностью. Показано, что с развивающими играми («дарами») для дошкольников родители и педагоги могут познакомиться в специально оборудованном кабинете-модуле «Реатека», на специальном сайте (разделы «Реатека», «Экотека», «АртКартотека»), в рамках организованной «Маминой школы». Раскрыто содержание экологических городских проектов Фребелевского общества в детских садах г. Санкт- Петербурга: «1, 2, 3 — раздели и убери», «Ребенок и мегаполис. Как познать ребенку природу». Данные проекты разработаны на основе использования игровых технологий в условиях инклюзии, включения семей и дошкольников с разными стартовыми возможностями в освоение дружественной доступной среды города.
Ключевые слова: материалы Ф. Фребеля; дети с сенсомоторной, речевой, интеллектуальной недостаточностью; доступная среда; игровые технологии.
Abstract: The article deals with the scientific and theoretical approaches to the problem of creation of a modern objectspatial developing environment of preschool education from the perspective of the postulates of F. Froebel. The article presents experimental data and the methods of studying the sensory-motor and speech development of children with disabilities on the basis of F. Froebel’s ideas. The experiment showed that characterizing a ball, children with different disabilities often described only the color: children with speech underdevelopment — at the ages of 4-5; those with disorders of psychological development — at 5-6 years of age and children with intellectual disability — at 6 or 7. Six-year-olds with speech underdevelopment made up mono- tone proposals while playing with the ball; children with intellectual disability distinguished only the basic function of the ball: “to roll” or “to swing”. The article describes the approaches to the modular integration of polyfunctional Froebel’s materials in the motivating spatial environment of kindergartens taking into account different levels of “rehabilitation” of children with sensorymotor, speech, and intellectual disabilities. The authors invite parents and teachers to find more information about various kinds of games with “gifts” for preschool children at the specially equipped module-room “Reateque”; they can also use the following links at the web pages: “Reateque”, “Ecoteque”, “Artkardteque”, or visit the specially organized “Mother’s School”. The article informs the readers about the content of the environmental urban projects of the Froebel’s society in St. Petersburg kindergartens “1, 2, 3 — divide and take away”, “Child and Metropolis. The Child’s Way to Knowing Nature”. The given projects are based on the use of game-driven technologies in the conditions of inclusion and involvement of the families and preschool children with different starting opportunities in the development and acquisition the friendly city environment.
Key words: F. Froebel’s materials, children with sensory-motor, speech and intellectual disabilities, friendly environment, game-based technologies.