Вам может быть интересно:
Архив журнала
Специфика обследования текстовой деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в контексте оценки читательской грамотности
- 66
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описаны проблемы анализа структуры нарушения текстовой деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в контексте пересечения содержания понятий «функциональная читательская грамотность» и «текстовая деятельность». Определена значимость учета понятия «функциональная читательская грамотность» в концептосфере современного российского образования. Значимость понятия «читательская грамотность» в современной науке и значительный объем практико-ориентированных исследований, направленных на оценку читательской грамотности как объекта развития в ходе педагогической деятельности, создают условия для расширения планируемых задач образовательной деятельности на всех уровнях образования. В перспективе вероятна реализация и попыток стандартизированной оценки и развития читательской грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Кратко описаны основные проблемы, лежащие в основе трудностей оценки и формирования читательской грамотности и текстовой деятельности, обусловленные объективными проблемами речевого развития. Указан ряд условий, в рамках которых возможно дифференцировать проблемы, обусловленные нарушением речи, и специфику сформированной текстовой деятельности как объекта развития. На основе выделенных условий определены критерии отбора и адаптации дидактического материала, используемого в рамках оценки, формирования и развития текстовой деятельности.
Ключевые слова: Ключевые слова: логопедия, речевые нарушения, дети с нарушениями речи, ТНР, тяжелые нарушения речи, читательская грамотность, функциональная грамотность, читательская деятельность, чтение детей, текстовая деятельность, оценка читательской грамотности, формирование текстовой деятельности, развитие текстовой деятельности
Abstract: The article describes the problems of analyzing the structure of the textual disability of students with severe speech disorders in the context of the intersection of the concepts of “functional reading literacy” and “textual activity”. It highlights the importance of taking into account the concept of “functional reading literacy” in the conceptosphere of modern Russian education. The importance of the concept of “reading literacy” in modern science and a significant amount of practice-oriented research aimed at evaluating reading literacy as an object of development in the course of pedagogical activity create conditions for expanding the planned tasks of educational activity at all levels of education. In the future, attempts to standardize the evaluation and development of reading literacy of students with disabilities, including students with severe speech disorders, are likely to be realized. The study briefly describes the main problems underlying the difficulties of evaluating and shaping reading literacy and textual activity caused by objective problems of speech development. A number of conditions are indicated within which it is possible to differentiate the problems caused by the speech disorder and the specificity of the formed textual activity as an object of development. Based on the identified conditions, the study formulates the criteria for the selection and adaptation of didactic material used in the course of evaluation, formation and development of textual activity.
Key words: logopedics, speech disorders, children with speech disorders, severe speech disorders, SSD, reading literacy, functional literacy, reading, children’s reading, textual activity, reading literacy evaluation, textual activity formation, development of textual activity
Для цитирования:
Кошечкина, Т. В. Специфика обследования текстовой деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в контексте оценки читательской грамотности / Т. В. Кошечкина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №1 . – С. 25-36.
For citation
Koshechkina, T. V. (2025). The Specificity of Examination of the Textual Activity of Students with Severe Speech Disorders in the Context of Reading Literacy Evaluation // Special Education. – 2025. – №1 . – P. 25-36.