Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье показано, что чтение на уровне начального общего образования выступает универсальным учебным действием, на уровнях основного и среднего общего образования чтение становится средством обучения и самообучения. Овладение смысловым чтением и умение работать с информацией необходимо обучающимся для достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Представленный анализ выполнения итоговых работ по учебным предметам «Литературное чтение», «Русский язык» и «Математика» позволил автору изучить особенности смыслового чтения и умения работать с информацией обучающихся с общим недоразвитием речи во втором классе. Приведены примеры заданий, вызвавших наибольшие сложности у учеников. Трудности обучающихся проиллюстрированы примерами их ответов. В статье даны некоторые методические рекомендации по выполнению контрольных работ обучающимися с общим недоразвитием речи. Доказано, что для достижения оптимальных результатов в предметной области «Филология» и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимся с общим недоразвитием речи необходима целенаправленная помощь специалистов, что определяется требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Ключевые слова: логопедия; общее недоразвитие речи; навык чтения; читательская деятельность; метапредметные результаты; программирование и контроль деятельности.
Abstract: The article shows that reading at the primary general school education is a universal learning action. At the levels of the basic and secondary general school reading becomes a teaching instrument and a means of self-study. Mastering meaning-based reading and the ability to work with information is necessary for students to achieve the subject and meta-subject aims while acquiring the program of primary general education. The author analyzes final works in the three academic subjects: «Literary reading», «Russian language» and «Mathematics». The analysis allows the author to study the specific features of meaning- based reading and the skills of working with information of second grade pupils with general speech underdevelopment. The analysis is illustrated with examples of tasks which caused more serious difficulties. The article contains some methods recommendations on doing tests by pupils with general speech underdevelopment. The author shows that in order to achieve optimal results in the subject field of “Philology” and metasubject results of acquisition of the basic educational program by the pupils with general speech underdevelopment it is necessary to provide purposive support by specialists, which is determined by the «Federal State Educational Standard of primary general education for students with severe speech disorders».
Key words: speech therapy, general speech underdevelopment, reading skills, reading activity, meta-subject results, programming and monitoring of activity.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.