Рубрика: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема нарушений письма и чтения остается одной из актуальных в современной российской образовательной среде. Количество обучающихся с дисграфией в общеобразовательных школах достаточно высоко и требует внимания как логопедов, так и учителей начальных классов. Ведущей тенденцией развития современного образования является интегрированный подход при изучении различных предметных областей. В статье рассматривается возможность профилактики и коррекции нарушений письма специфического характера на уроках по учебному предмету «Русский язык». С целью определения возможности интегрировать в процесс преподавания учебного предмета «Русский язык» коррекционных приемов работы над письмом проведено исследование. На основе анализа письменных работ (N = 471) обучающихся 2–4 классов общеобразовательной школы систематизированы типичные дисграфические ошибки школьников, определены механизмы их появления. Как правило, такие ошибки обусловлены несформированностью фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений и моторных функций. При письме у младших школьников встречаются трудности регуляторного характера, что приводит к нарушению самоконтроля в процессе выполнения письменных работ. Проанализированы учебные программы предмета «Русский язык», методические материалы, представленные в специальной литературе по профилактике и коррекции нарушений письма, сделаны выводы о возможности применения приемов работы над дефицитными функциями у обучающихся на уроках русского языка. Представлены методические рекомендации для учителей начальных классов по осуществлению коррекционной деятельности по профилактике и коррекции нарушений письма.
Ключевые слова: начальная школа, младшие школьники, русский язык, начальное обучение русскому языку, дисграфия, нарушения письма, письменная речь, дисграфические ошибки, интегративный подход, методика преподавания русского языка, профилактика нарушения письма, коррекция нарушений письма, инклюзивное образование
Abstract: The problem of writing and reading disorders remains one of the most urgent in the modern Russian educational environment. The number of students with dysgraphia in general education schools is quite high and requires the attention of both logopedists and primary school teachers. The integrative approach to the study of various subject areas is the leading trend in the development of modern education. The article considers the possibility of prevention and reduction of writing disorders of a specific nature in the Russian language classroom. The authors conducted a study in order to determine the possibility of integrating special corrective writing techniques into the teaching of the subject “Russian Language”. Based on the analysis of the written works of 471 students in grades 2-4 of a secondary school, the authors systematized typical dysgraphic errors of the participants, and identified the mechanisms of their emergence. As a rule, such errors are caused by the non-formation of the phonemic awareness and perception, language analysis and synthesis, optical-spatial representations and motor functions. When writing, younger students encounter difficulties of a regulatory nature, which leads to the impairment of self-control in the process of writing. The study analyzes the Russian Language curricula and methods guides and materials presented in the specialized literature on the prevention and rehabilitation of writing disorders, and draws conclusions about the possibility of using special techniques in order to develop the deficient functions in students in Russian language lessons. It also presents an authorial handbook for primary school teachers with support materials on the prevention and reduction of writing disorders.
Key words: primary school, younger students, Russia language, teaching Russian in primary school, dysgraphia, writing disorders, written speech, dysgraphic errors, integrative approach, methods of teaching Russian, prevention of writing disorders, reduction of writing disorders, inclusive education

Для цитирования:

Каракулова, Е. В. Интегративный подход в обучении русскому языку младших школьников с нарушениями письма / Е. В. Каракулова, Е. А. Конева, Н. А. Конева, Н. В. Обухова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №1 . – С. 5-24.

For citation

Karakulova, E. V., Koneva, E. A., Koneva, N. A., Obukhova, N. V. (2025). The Integrative Approach to Teaching Russian to Younger Students with Writing Disorders // Special Education. – 2025. – №1 . – P. 5-24.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.