Архив журнала
К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 576
- Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена вопросам выявления особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). В статье подчеркивается актуальность данной проблемы в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлена типология детей с двигательными нарушениями. На основании результатов комплексного психолого-педагогического изучения психофизического развития детей 7—12 лет с нейромоторными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы автор делает вывод о том, что дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата, независимо от нозологического диагноза, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для освоения образовательной программы и успешной адаптации в школе. К особым образовательным потребностям детей с НОДА относятся потребности в доступной архитектурной среде; коррекции нарушений познавательного и речевого развития; психологической коррекции эмоционально-личностных нарушений; коррекционной работе по развитию навыков самообслуживания; помощи ассистента (тьютора). Предлагаемые материалы могут представлять практический интерес для педагогических работников образовательных организаций, а также для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.
Ключевые слова: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; особенности психофизического развития; специальные образовательные потребности; специальные условия обучения и воспитания младших школьников с НОДА.
Abstract: The article is devoted to revealing special educational needs of children with musculoskeletal system disorders (MSDs). The article emphasizes the urgency of this problem in connection with the implementation of the Federal State Educational Standard of primary education of students with disabilities. The article also presents a typology of children with motor impairments. The author describes the results of a complex psycho-pedagogical study of development of 7-12 year old children with neuro-motor disorders and musculoskeletal system diseases and comes to the conclusion that children with MSDs (regardless of the nosological diagnosis) have special educational needs and require the establishment of special conditions for the acquisition of educational programs and successful adaptation at school.
Special educational needs of children with MSDs include: need of accessible architectural environment; rehabilitation of disorders of cognitive and speech development; psychological rehabilitation of emotional-personal impairments; rehabilitation work aimed at the development of self-service skills; help of a teaching assistant (tutor). The proposed materials may represent practical interest for teachers and other pedagogical workers of education institutions, as well as for specialists of psycho-medico-pedagogical commissions.
Key words: children with musculoskeletal system disorders, peculiarities of psycho-physical development, special educational needs, special conditions of teaching and upbringing of junior school children with MSDs.