Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается роль родителей в формировании читательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Актуальность исследования обусловлена совершенствованием читательской деятельности посредством включенности родителей в формирование читательской культуры дошкольников с нарушениями зрения. Подчеркивается значимость родителей как примера и образца для ребенка в процессе взаимодействия с книгами, обусловленная тем фактором, что в семье ребенок проводит большее количество времени и родители имеют высокую степень заинтересованности в его развитии, являясь главным авторитетом и эмоциональной поддержкой. Доказывается связь семейного воспитания с усвоением традиций, принятых в обществе и государстве. В работе представлено содержание исследования по изучению состояния зрения, речи, читательской деятельности дошкольников с нарушениями зрения, степени включенности родителей в процесс взаимодействия со своим ребенком при знакомстве с литературными произведениями с их последующим обсуждением. По результатам констатирующего этапа исследования выявлены следующие закономерности: уровень сформированности читательской деятельности зависит от состояния зрения и речи; ключевую роль в формировании читательской деятельности у дошкольников с нарушениями зрения играют родители; несмотря на выраженные зрительные и речевые дефекты у дошкольников уровень исследуемых навыков выше, если родители регулярно читают и обсуждают с детьми литературные произведения, по сравнению с теми, с кем данная работа не осуществляется. Следовательно, при разработке педагогической технологии по формированию читательской деятельности у дошкольников среднего возраста с нарушениями зрения необходимо включать в данную работу родителей. Важно консультировать родителей в выборе литературы для чтения, обучать их коррекционным приемам работы на всех этапах знакомства с произведением с учетом особых образовательных потребностей дошкольников. Материалы исследования представляют интерес для тифлопедагогов, студентов дефектологических факультетов, родителей дошкольников с ОВЗ.
Ключевые слова: дошкольная тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, средний дошкольный возраст, чтение детей, читательская деятельность, дошкольники, родители, семейное воспитание, детско-родительские отношения
Abstract: The article describes the role of parents in the formation of reading skills in children of middle preschool age with visual impairments. The urgency of the study is due to the need to improve children’s reading skills through the involvement of parents in the formation of the reading culture of preschoolers with visual impairments. It is emphasized that the parents are extremely significant people who serve as role models for the child’s interaction with books, since the child spends more time in the family and the parents have a high degree of interest in the development of their child, being the main authority and emotional support for them. The study argues the relationship between family education and the assimilation of traditions accepted in the society and the state. The paper presents the results of a study of the state of vision, speech, and reading skills of preschoolers with visual impairments and the degree of involvement of parents in the process of interaction with their child while getting acquainted with literary works and their subsequent discussion. According to the results of the ascertaining stage of the study, the following regularities were revealed: the level of formation of reading skills depends on the state of vision and speech; parents play the key role in the formation of reading skills in preschoolers with visual impairments; despite pronounced visual and speech disorders in preschoolers, the level of development of the skills under study is higher if parents regularly read and discuss literary works with children, compared with those with whom this work is not carried out. Therefore, while developing the methods of formation of reading skills in middle preschool age children with visual impairments, it is necessary to include parents in this work. It is important to consult the parents on choosing the literature for reading, to teach them how to use the rehabilitative methods of work at all stages of acquaintance with the pieces of literature taking into account the special educational needs of preschoolers. The research materials might be of interest to typhlopedagogues, students of defectological faculties, and the parents of preschoolers with disabilities.
Key words: preschool typhlopedagogy, visual impairments, children with visual impairments, middle preschool age, children’s reading, reading, preschoolers, parents, family education, child-parent relationships

Для цитирования:

Стянина, А. В. Роль родителей в формировании читательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения / А. В. Стянина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №3. – С. 129-142.

For citation

Styanina, A. V. (2024). The Role of Parents in the Formation of Reading Skills in Middle Preschool Age Children with Visual Impairments // Special Education. – 2024. – №3. – P. 129-142.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.