Файл статьи: PDF
Аннотация: Технология айтрекинга в последние годы активно применяется для исследования когнитивных процессов и для иных задач психолого-педагогической диагностики. При работе с детьми с ОВЗ айтрекинг, основанный на отслеживании глазодвигательной активности и реакций на предъявляемые визуальные стимулы, часто применяется как ассистивный инструмент для компенсации ограниченной двигательной подвижности или как развивающий инструмент для коррекции когнитивных функций ребенка. В то же время данная технология имеет существенный потенциал для решения задач психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ, поскольку свободна от установок на ответы и субъективных искажений. Целью статьи стал анализ опыта использования технологии айтрекинга в современных исследованиях для осуществления психолого-педагогической диагностики обучающихся с ОВЗ. Также в статье приведен анализ исследований проблемы применения метода в диагностике и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Согласно российскому законодательству, дети с СДВГ не относятся к категории обучающихся с ОВЗ, однако специфические проявления их когнитивной и регулятивной сферы позволяют предположить наличие у них особых образовательных потребностей, которые необходимо учитывать при подборе инструментов психолого-педагогической диагностики. В результате анализа двух баз данных (PubMed, ELibrary) начиная с 2017 года обнаружено 9 эмпирических статей, описывающих результаты применения неинвазивной технологии айтрекинга для диагностики обучающихся с ОВЗ и детей с СДВГ. Анализ данных статей показал, что применение айтрекинга, как правило, осуществляется для диагностики детей с нарушением или потерей слуха, расстройствами аутистического спектра и с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Преимущественно посредством айтрекинга осуществляется оценка развития когнитивных функций, в том числе и специфики чтения письменных текстов. В связи с этим применение айтрекинга может быть осуществлено при предъявлении опросных методик детям с ОВЗ для контроля за качеством прочтения стимульного материала диагностической методики.
Ключевые слова: айтрекинг, окулография, психолого-педагогическая диагностика, методы диагностики, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, когнитивные процессы, синдром дефицита внимания и гиперактивности, гиперактивные дети, гиперактивность, когнитивные функции
Abstract: In recent years, the eye tracking technology has been actively used to study cognitive processes and for various other tasks of psychological and pedagogical diagnostics. While working with children with disabilities, eye tracking, based on the tracking of eye movement activity and reactions to visual stimuli, is often used as an assistive tool to compensate for limited motor mobility or as a developmental tool for rehabilitation of the child's cognitive functions. At the same time, this technology has a significant potential for solving the problems of psycho-pedagogical diagnostics of children with disabilities, because it does not demand answers and is free from subjective distortions. The aim of the article is to analyze the experience of using the eye tracking technology in modern research to carry out psycho-pedagogical diagnostics of students with disabilities. The article also analyzes studies of the problem of application of this method in the diagnostics and rehabilitation of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). According to the Russian legislation, children with ADHD are not included in the category of students with disabilities, but specific manifestations of their cognitive and regulatory spheres make it possible to assume the presence of special educational needs which should be taken into consideration while choosing instruments for psycho-pedagogical diagnostics. As a result of analyzing two databases (PubMed, ELibrary), 9 empirical articles describing the results of application of non-invasive eye tracking technology for diagnosing children with disabilities and children with ADHD were found since 2017. The analysis of these articles has shown that the eye tracking technology, as a rule, is used to examine children with hearing impairment or loss, autism spectrum disorders and attention deficit hyperactivity disorder. Cognitive development, including the specificity of reading written texts, is predominantly assessed through eye tracking. In this regard, the use of eye tracking can be realized when presenting questionnaire methods to children with disabilities to control the quality of reading the stimulus material of the diagnostic method.
Key words: eye tracking, oculography, psycho-pedagogical diagnostics, diagnostic methods, disabilities, children with disabilities, cognitive processes, attention deficit hyperactivity disorder, hyperactive children, hyperactivity, cognitive functions

Для цитирования:

Робин, С. Д. Возможности применения технологии айтрекинга в психолого-педагогической диагностике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / С. Д. Робин, О. В. Кружкова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №3. – С. 53-67.

For citation

Robin, S. D., Kruzhkova, O. V. (2024). Application of the Eye Tracking Technology in Psycho-pedagogical Diagnostics of Students with Disabilities and Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Special Education. – 2024. – №3. – P. 53-67.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.