Рубрика: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается роль семьи и родителей в воспитании, развитии и обучении ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи, которая обуславливается следующим: родители больше всех заинтересованы в развитии собственного ребенка; в семье ребенок проводит больше всего времени; особенно в раннем возрасте неразрывна эмоциональная связь ребенка с близкими родственниками. В процессе логопедического сопровождения важно не только учитывать специфику коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с разной формой речевой патологии, но и обеспечить активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалиста — ребенка — родителей. Перечислены направления работы логопеда с родителями обучающихся раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи, в том числе по установлению партнерских взаимоотношений с семьей, проведению просветительской работы по повышению педагогических компетенций родителей, по обучению специальным методам обучения и воспитания. Раскрыты формы работы с родителями при реализации логопедического сопровождения детей данной категории. Особое внимание уделяется такой форме работы, как присутствие родителей на занятии. Данный способ взаимодействия позволяет родителю в целом осознать и понять структуру занятия, увидеть приемы и методы работы, осознать, как правильно выполнять каждое упражнение и затем — как его закреплять в рамках домашнего задания. Также родитель может осмыслить, на каком этапе работы находится ребенок, что у него получается, а какие умения еще находятся на стадии формирования.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, дошкольники, ринолалия, псевдобульбарная дизартрия, моторная алалия, логопедическое сопровождение, семейное воспитание, родители, детско-родительские отношения, специфика логопедической работы
Abstract: The article deals with the role of the family and the parents in the upbringing, development and education of the child of an early and junior preschool age with speech disorder caused by the fact that: parents are interested in the development of their own child more than other people; the child spends most time in the family; the emotional ties of the child with close relatives are especially strong at an early age. In the process of logopedic support, it is important not only to take into account the specificity of rehabilitation work with children of an early and junior preschool age with different forms of speech pathology, but also to ensure the active interaction of all participants of the education process: specialist — child — parents. The study enumerates the areas of logopedic work with the parents of children of an early and junior preschool age with speech disorders, including in the field of establishing partner relationships with the family, conducting educational work aimed to improve the pedagogical competences of the parents and to acquaint them with special methods of teaching and upbringing. The article describes the forms of work with parents in the process of realization of logopedic support for children of this category. Special attention is paid to such a form of work as presence of the parents in the classroom. This method of interaction allows the parent to visualize and understand the structure of the lesson as a whole, to see the techniques and methods of work, to realize how to do each exercise in the right way and how to consolidate the knowledge or skill as part of homework. The parent can also objectively see at what stage of development the child is, what they can do well enough, and what skills are still at the stage of formation.
Key words: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, preschoolers, rhinolalia, pseudobulbar dysarthria, motor alalia, logopedic support, family education, parents, child-parent relations, specificity of logopedic work

Для цитирования:

Обухова, Н. В. Роль родителей в реализации логопедического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи / Н. В. Обухова, А. В. Стянина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №2 . – С. 106-116.

For citation

Obukhova, N. V., & Styanina, A. V. (2023). The Role of Parents in the Realization of Logopedic Support for Early and Junior Preschool Age Children with Speech Disorders // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 106-116.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.