Файл статьи: PDF
Аннотация: Одна из актуальных и сложных проблем современной логопедии — осуществление персонифицированного подхода в организации логопедических занятий у пациентов раннего восстановительного периода инсульта. Острый инсульт сопровождается двигательным дефицитом, нарушениями высших психических функций, в том числе речи, а также затруднениями глотания. Актуальность изучения расстройств речи и глотания у лиц с последствиями острого инсульта (ОИ) обусловлена недостаточностью исследований данной группы больных, многие из которых на момент заболевания находятся в трудоспособном возрасте. Нарушения глотания опасны не только потерей веса, недоеданием и обезвоживанием, но и высокими рисками развития аспирационной пневмонии и смерти. Цель публикации — провести анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме восстановительного обучения пациентов с выявленной симптоматикой афазии и дисфагии в остром периоде инсульта. В работе использовались теоретические методы исследования. В статье рассматривается понятие «персонифицированный подход» как способ организации восстановительного обучения за счет опоры на преморбидные психические и речевые автоматизмы и стереотипы, привычную коммуникацию, учет дидактических принципов обучения. Особое внимание уделяется описанию речевого сопровождения пациентов с дисфагией с использованием гастрономической (глюттонической) лексики, так как лингвистические знаки, связанные с ней, накапливаются всю жизнь и хранятся в сознании в виде ритуалов, правил поведения и привычных меню и вкусовых предпочтений. Применение персонифицированного подхода для определения целей, задач и методов педагогической реабилитации позволяет сократить сроки пребывания в стационаре, снизить или минимизировать нарушения речи и глотания, а также способствует улучшению качества жизни пациентов.
Ключевые слова: логопедия, персонифицированный подход, логопедическая работа, афазия, дисфагия, восстановление речи, инсульт, глюттоническая лексика
Abstract: The implementation of a person-centered approach in the organization of logopedic classes for patients during the early period of rehabilitation after stroke is one of the urgent and complex issues of modern logopedics. Acute stroke is usually accompanied by motor deficiency, disorders of higher mental functions, including speech, as well as difficulty swallowing. The urgency of studying speech and swallowing disorders in people with the effects of acute stroke can be attributed to the insufficient study of this group of patients, many of whom are of working age at the time of the disease. Swallowing disorders are dangerous not only because of weight loss, malnutrition and dehydration, but also in connection with high risks of aspiration pneumonia and death. The aim of this publication is to analyze domestic and foreign literature sources on the problem of rehabilitative education of patients with identified symptoms of aphasia and dysphagia in the acute period of stroke. Theoretical research methods were used in the work. The article discusses the concept of “person-centered approach” as a way of organizing rehabilitative training via relying on premorbid mental and speech automatisms and stereotypes, habitual communication, and observation of didactic principles of learning. Particular attention is paid to the description of speech support for patients with dysphagia using gastronomic (gluttonic) vocabulary, since the linguistic signs associated with it are accumulated throughout life and stored in consciousness in the form of rituals, rules of behavior and habitual menus and taste preferences. The use of the person-centered approach to determine the goals, objectives and methods of pedagogical rehabilitation makes it possible to reduce the length of hospital stay, reduce or minimize speech and swallowing disorders, and also contributes to improving the quality of life of the patients.
Key words: logopedics, person-centered approach, logopedic support, aphasia, dysphagia, speech rehabilitation, stroke, gluttonic vocabulary

Для цитирования:

Рудомётова, Ю. Ю. Персонифицированный подход в логопедической работе при афазии и дисфагии в раннем восстановительном периоде инсульта / Ю. Ю. Рудомётова, Е. С. Корецкая, М. Г. Хлюстова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №2 . – С. 65-78.

For citation

Rudometova, Yu. Yu., Korets¬kaya, E. S., & Khlyustova, M. G. (2023). Person-centered Approach in Logopedic Sup¬port for Patients with Aphasia and Dysphagia during the Early Rehabilitation Period after Stroke // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 65-78.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.