Рубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена комплексному описанию исследований внутренней картины дефекта подростков с интеллектуальными нарушениями. Отмечается, что данная проблема, с одной стороны, достаточно новое направление в специальной психологии, хотя ранее было изучено и описано самосознание в структуре «я-концепции лиц с интеллектуальными нарушениями». Поэтому большинство современных исследований внутренней картины дефекта проводятся с опорой на данную концепцию. В свою очередь, в статье мы обосновали целесообразность использования термина «внутренняя картина дефекта», несмотря на небольшое количество научных работ по описанной нами проблеме. В статье представлены варианты личностной реакции на дефект подростков с интеллектуальными нарушениями, при этом выделяются физическое, интеллектуальное и эмоциональное самосознание своей дефективности. Отмечается, что самовосприятие зависит от степени выраженности дефекта. Не вызывает серьезных возражений то, что внутренняя картина дефекта лиц с нарушенным онтогенетическим развитием влияет на их дальнейшую адаптацию и социализацию, сказывается на формировании личности. Однако не было попыток описать возможность у подростков с интеллектуальными нарушениями контролировать свое эмоциональное состояние, мотивировать на деятельность и подключать компенсаторные механизмы. В работе нами предложена модель управления и описаны компоненты управления внутренней картиной дефекта при планировании образа будущего подростками с интеллектуальными нарушениями, включающая самосознание, самооценивание, саморегуляцию, мотивацию и временные компетенции.
Ключевые слова: олигофренопедагогика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, нарушения интеллекта, дети с нарушениями интеллекта, интеллектуальные нарушения, подростки, интеллектуальная недостаточность, внутренняя картина дефекта, самосознание личности, самооценка личности, мотивационная сфера, временные компетенции, образ будущего
Abstract: The article contains a comprehensive description of studies of the inner picture of the defect of adolescents with intellectual disabilities. It is noted that this issue, on the one hand, is a fairly new area of research in special psychology, but on the other hand, self-consciousness in the structure of the “Self-concept of persons with intellectual disabilities” was previously studied and described in literature. Therefore, most modern studies of the inner picture of the defect are based on this concept. In their turn, in this article, the authors have justified the expediency of using the term “inner picture of defect” despite the relatively small number of scientific papers on the problem under description. The article presents variants of the personal response to the defect of adolescents with intellectual disabilities and distinguishes physical, intellectual and emotional self-awareness of their defect. It is noted that self-perception depends on the severity of the defect. It is almost common knowledge that the inner picture of the defect of persons with impaired ontogenetic development affects their further adaptation and socialization and tells on the formation of their personality. However, there were no attempts to describe the adolescents with intellectual disorders’ ability to control their emotional state, motivate for activity and turn on compensatory mechanisms. The authors of the article have presented a management model and have described the components of control of the inner picture of the defect when planning the image of the future by adolescents with intellectual disabilities including self-awareness, self-assessment, self-regulation, motivation and temporal competences.
Key words: olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, intellectual disorders, children with intellectual disorders, adolescents, inner picture of defect, person’s self-awareness, person’s self-assessment, motivation sphere, temporal competences, image of the future

Для цитирования:

Коган, Б. М. Специфика внутренней картины дефекта при планировании образа будущего подростками с интеллектуальными нарушениями / Б. М. Коган, О. Г. Беляева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №2 . – С. 117-132.

For citation

Kogan, B. M., & Belyaeva, O. G. (2023). The Specificity of the Inner Picture of Defect when Planning the Image of the Future by Adolescents with Intellectual Disabilities // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 117-132.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.