Рубрика: К ЮБИЛЕЮ ЗОИ АЛЕКСЕЕВНЫ РЕПИНОЙ (28.02.1933)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_01
Аннотация: Нарушения письма и чтения продолжают оставаться социально значимыми проблемами, так как негативно влияют на личностное развитие ребенка, становление его языковых компетенций. Существуют разные подходы к диагностике и коррекции дисграфии; первыми со специфическими ошибками на письме сталкиваются педагоги начальной школы, которые должны быть знакомы с базовыми приемами обследования, алгоритмом анализа и технологиями преодоления типичных, наиболее часто встречающихся ошибок. В статье представлены результаты обследования письма третьеклассников общеобразовательной школы, полученные при активном привлечении к экспресс-диагностике учителей начальных классов. На основе анализа письменных работ обучающихся выделены типичные дисграфические ошибки, проанализированы причины их возникновения и обозначены основные пути коррекции. У учеников чаще всего встречается дисграфия, связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза. Пропуски, перестановки, вставки букв, слогов, трудности обозначения границ предложений являются ведущими ошибками в работах этих обучающихся. Устранение данного типа ошибок у младших школьников предполагает не только формирование представлений о единицах речи, фонематической системы языка, но и совершенствование сукцессивных функций, произвольного внимания и слуховой памяти. Недоразвитие фонематического слуха (первичного или вторичного характера) приводит к специфическим заменам гласных и согласных, дети не дифференцируют звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам. Поэтому важно сформировать у обучающихся четкие артикуляционные противопоставления и слуховые дифференцировки, уточнить представления о смыслоразличительной роли фонем. Развитие буквенного гнозиса и графомоторных навыков будет способствовать устранению трудностей написания букв, сходных по оптико-кинетическим признакам. Обозначена необходимость повышения компетентности педагогов в области выявления и коррекции дисграфии через разработку и реализацию программ дополнительного образования.
Ключевые слова: дисграфия, нарушения письма, письменная речь, типичные ошибки, начальная школа, младшие школьники, коррекция дисграфии, логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, инклюзивное образование
Abstract: Writing and reading disabilities continue to be socially significant problems, as they negatively affect the personal development of the child and slow down the formation of their language competences. There are different approaches to the diagnostics and rehabilitation of dysgraphia. It is primary school teachers that are the first to face specific errors in writing. They should be familiar with basic examination techniques, analysis algorithms and technologies for overcoming typical most commonly observed errors. The article presents the results of a survey of written works of third-graders of a general education secondary school, obtained with the active engagement of primary school teachers in express diagnostics. Based on the analysis of students' written works, typical dysgraphic errors have been identified, the causes of their occurrence have been analyzed and the main ways of their correction are indicated. Students most often demonstrate dysgraphia associated with underdevelopment of language analysis and synthesis. Omissions, permutations, inserts of letters and syllables, and difficulties with marking sentence boundaries are the leading errors in the written works of these students. The elimination of this type of errors in junior schoolchildren involves not only the formation of ideas about the units of speech and the phonemic system of the language, but also the improvement of successive functions, arbitrary attention and auditory memory. Underdevelopment of phonemic awareness (primary or secondary) leads to specific vowel and consonant substitutions; children do not differentiate sounds that are similar in acoustic and articulatory characteristics. Therefore, it is important to form clear articulatory oppositions and auditory differentiations in the students, and to clarify and explain the significative function of the phoneme. The development of the literal gnosis and graphomotor skills can contribute to the elimination of difficulties in writing letters that are similar in visual and kinetic characteristics. The article outlines the need to increase the competence of teachers in the field of detection and rehabilitation of dysgraphia through the development and implementation of supplementary education programs.
Key words: dysgraphia, writing disorders, written speech, typical errors, primary school, junior schoolchildren, rehabilitation of dysgraphia, logopedics, speech disorders, children with speech disorders, inclusive education, grapho¬motor skills

Для цитирования:

Каракулова, Е. В. Основные подходы к выявлению и коррекции типичных дисграфических ошибок у обучающихся общеобразовательной школы / Е. В. Каракулова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 6-18. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_01.

For citation

Karakulova, E. V. (2023). Basic Approaches to Identification and Correction of Typical Dysgraphic Errors in Secondary School Students // Special Education. – 2023. – №1. – P. 6-18. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_01.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.