Архив журнала
Возрастные особенности фонетического оформления речи у детей с врожденной расщелиной неба
- 480
- Файл статьи: PDF
Аннотация: У детей с врожденной расщелиной губы и неба одним из основных симптомов являются нарушения тембровых характеристик голоса и звукопроизношения. Цель нашего исследования — изучить фонетическое оформление речи у детей, имеющих врожденную расщелину неба, вне зависимости от возраста. Под фонетическим оформлением речи понимается разборчивость звучащей речи для незатруднительного восприятия собеседником. Исследование выполнено на базе Многопрофильного клинического медицинского центра «Бонум», г. Екатеринбург, Россия. Под нашим наблюдением в отделении медицинской реабилитации находилось 138 детей с врожденной расщелиной неба в возрасте от 7 месяцев до 18 лет. Всем детям выполнена одномоментная уранопластика мягкого и твердого неба. Использовалась единая система оценки фонетического оформления речи для детей разного возраста. Отбор фонетического материала проходил в офлайн- или онлайн-режимах, затем следовал экспертный аудиторный анализ, учитывавший резонаторный дисбаланс (гиперназальность или гипоназальность), носовую эмиссию, турбулентность, гримасу, нарушения произношения фонем, обусловленные резонаторным дисбалансом или иными причинами.
Результаты исследования показали, что дети до 3 лет имеют лучший реабилитационный потенциал, 50–70 % из их числа могут иметь речь, воспринимаемую окружающими без малейшего напряжения внимания, соответствующую произношению большинства людей общей популяции. Начиная с шестилетнего возраста эффективность речевой реабилитации снижается в два-три раза. Среди причин выделили: сопутствующие нарушения речи, позднее или неэффективное восстановление структур небно-глоточного кольца, проблемы с развитием челюсти и прикуса, комбинированные дефекты развития (ментальные нарушения, снижение слуха, аутистические расстройства, синдромальные проявления). Сопутствующие и комбинированные дефекты развития усугубляют речевые нарушения, затягивают реабилитацию, в некоторых случаях требуется повторная уранопластика, в особых случаях речь может не восстановиться.
Ключевые слова: расщелина неба, фонетическое оформление речи, логопедия, ринолалия, детская речь, развитие речи, назальность.
Abstract: One of the basic symptoms of speech disorder in children with congenital cleft lip and palate is impaired vocal timbre and sound production. The aim of this study is to investigate the phonetic aspect of speech in children with congenital cleft palate, regardless of age. The phonetic aspect of speech in this paper is understood as the intelligibility of the sound speech for easy perception by the interlocutor. The study was carried out on the base of the Multidisciplinary Clinical Medical Center “Bonum”, Ekaterinburg, Russia. The authors observed 138 children with congenital cleft palate between the ages of 7 months and 18 years in the department of medical rehabilitation. All children had undergone simultaneous uranoplasty of the soft and hard palate. A unified system for assessing the phonetic aspect of speech for children of different ages was used. The selection of the phonetic material took place in the off-line or on-line modes. Then followed expert auditory analysis taking into account the resonator imbalance (hypernasality or hyponasality), nasal emission, turbulence, grimace, misarticulation of phonemes caused by resonator imbalance or other reasons.
The results of the study showed that children under 3 years old have the best rehabilitation potential; 50-70% of them can produce speech corresponding to the pronunciation of most people in the general population and perceived by others easily. Starting from the age of 6, the effectiveness of speech rehabilitation decreases two to three times. The reasons include: concomitant speech disorders, late or ineffective restoration of the structures of the palatopharyngeal ring, problems with the development of the jaw and occlusion, a combination of developmental defects (mental disorders, hearing loss, autistic disorders, and syndromic manifestations). Concomitant and combined developmental defects aggravate speech disorders, hinder rehabilitation, sometimes need one more uranoplasty, and in some cases typical speech may fail to be restored.
Key words: cleft palate, phonetic aspect of speech, logopedics, rhinolalia, children’s speech, speech development, nasality.