Файл статьи: PDF
Аннотация: Обучение слепых и слабовидящих детей в России в основном организовано в специализированных школах-интернатах. Этот подход позволяет сконцентрировать усилия специалистов в данной области, технические средства обучения и реабилитации. Однако оборотной стороной такого подхода оказывается необходимость для учащихся большую часть времени жить в отрыве от семьи. Негативные последствия воспитания детей в интернатах были объектом ряда исследований. Даже выпускники элитных школ Великобритании испытывают проблемы, описываемые термином Boarding School Syndrom, включая эмоциональную депривацию, проблемы в построении семейных отношений. В условиях специализированных школ-интернатов для детей с ОВЗ эти негативные последствия для некоторых детей могут перевесить пользу от наличия квалифицированных учителей и технической базы обучения. Поэтому все большее распространение приобретают другие формы обучения: индивидуальная, инклюзивная. Однако для слепых и слабовидящих детей возможности такого обучения упираются в необходимость для педагогов читать тексты, написанные брайлевским шрифтом для слепых. Фактически, учитель должен получить дополнительную квалификацию тифлопедагога, иногда ради единственного ребенка. В данной работе описывается опыт применения сервиса оптического распознавания шрифта Брайля «Angelina Braille Reader» для организации обучения слепых детей, в том числе в форме дистанционного обучения. Применение данного сервиса позволяет работать со слепыми детьми учителям, знающим только основы брайлевского письма. Также оно позволяет отправить учителю рукописную работу, написанную учеником брайлевским шрифтом, в виде фотографии. Чтение брайлевского текста по фотографии глазами — особенно сложная задача даже для профессионала, однако используемая технология позволяет делать это. Тифлопедагоги могут прочесть брайлевский текст намного быстрее и не напрягая глаза.
Ключевые слова: слепые дети, слепота, тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, зрительные нарушения, шрифт Брайля, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, школы-интернаты, распознавание шрифта Брайля.
Abstract: The education of blind and visually impaired children in Russia is mainly organized in specialized boarding schools. This approach allows concentrating the efforts of specialists in this field and the technical means of training and rehabilitation. However, the flip side of this approach is the need for students to live apart from their family most of the time. The negative consequences of raising children in boarding schools have been the subject of a number of studies. Even graduates of elite schools in the UK experience problems described by the term Boarding School Syndrome, including emotional deprivation and problems in building family relationships. In the situation of specialized boarding schools for children with disabilities, these negative consequences for some children may outweigh the benefits of having qualified teachers and a technical training base. Therefore, other forms of education are becoming increasingly widespread: individual and inclusive ones. However, for blind and visually impaired children, the opportunities of such training rest on the need for teachers to read texts written in Braille for the blind. In fact, the regular teacher should get an additional qualification as a typhlopedagogue sometimes for the sake of only one child. This paper describes the experience of using the Angelina Braille Reader optical Braille recognition service for the organization of education for blind children, including distance learning. The use of this service allows teachers who know only the basics of Braille writing to work with blind children. It also makes it possible to send the teacher a handwritten work written by a student in Braille, in the form of a photo. Reading Braille text from a photo with your eyes is a particularly difficult task even for a professional, but the technology used allows the teacher to do this. Typhlo-pedagogues can read Braille text much faster and without straining their eyes.
Key words: blind children, blindness, typhlopedagogy, visual impairments, children with visual impairments, impairments of vision, Braille, inclusion, inclusive education, inclusive educational environment, boarding schools, Braille recognition.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.