Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Изменение парадигмы современного образования в России, обусловленное процессами интеграции, способствовало активному включению обучающихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. Однако многие педагоги продолжают работать в рамках традиционных способов и методов обучения, у них имеются лишь частичные представления об инновационных методах и способах проведения и организации занятий в инклюзивной образовательной среде, что сказывается на качестве образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Статья посвящена изучению уровня сформированности компетенций в области технологий инклюзивного образования у педагогов общеобразовательных организаций Свердловской области и у будущих педагогов общего образования. Цель статьи — определение «дефицитов» в профессиональных компетенциях педагогов и поиск путей развития этих компетенций. Диагностическим инструментарием выступила разработанная авторами анкета, которая предполагала оценку компетенций у педагогов в области технологий инклюзивного образования обучающихся с особыми возможностями здоровья. В анкетировании приняли участие 132 педагога общеобразовательных организаций г. Екатеринбурга, Свердловской и Челябинской областей и 107 будущих педагогов общего образования (студентов 2 и 3 курсов Уральского государственного педагогического университета). Материалы анкетирования позволили определить спектр актуальных тем для курсов повышения квалификации педагогов и уточнения учебных планов педагогического университета: это специфика работы с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития (ЗПР), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР)), с обучающимися, имеющими нарушения слуха, а также дидактические технологии инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: педагоги, инклюзивное образование, инклюзия, инклюзивная образовательная среда, дети с особыми потребностями, ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, специальные образовательные условия, педагогические технологии, компетентностный подход, уровни сформированности.
Abstract: The change of the paradigm of modern education in Russia, due to the processes of integration, has contributed to the active inclusion of students with special educational needs and disabilities (SEND) in the system of general education. However, many teachers continue to work within the framework of traditional ways and methods of teaching. They have only scant idea about innovative methods and ways of conducting and organizing classes in an inclusive educational environment, which affects the quality of education for students with SEND. The article is devoted to the study of the level of formation of competences in the field of technologies of inclusive education among teachers of general education organizations of Sverdlovsk region and among future general educa-tion teachers. The purpose of the article is to identify the “deficiencies” in the professional competences of the teachers and to find ways to improve these com-petences. The diagnostic toolkit includes a questionnaire developed by the authors, which involves assessing the competences of teachers in the field of inclusive education technologies for students with SEND. 132 teachers of general education institutions of Ekaterinburg, Sverdlovsk and Chelyabinsk regions and 107 future general education teachers (2nd and 3rd year students of the Ural State Pedagogical University) took part in the survey. The survey materials have made it possible to determine the range of urgent topics for the advanced training courses for teachers and to clarify the curricula of the Pedagogical University. These topics include the following: the specificity of work with children with autism spectrum disorder, with severe speech disorders, with intellectual disabilities (mental retardation, disorders of psychological development, severe multiple developmental disorders, with deaf students, as well as the didactic technologies of inclusive education of children with special educational needs and disabilities.
Key words: pedagogues, inclusive education, inclusion, inclusive educational environment, children with special edu-cational needs, disabilities, children with disabilities, special educational needs, special educational conditions, pedagogical technologies, competence-based approach, levels of formation.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.