Вам может быть интересно:
Архив журнала
Роль логопеда при проведении интраоперационного картирования речевых зон в условиях краниотомии в сознании
- 426
- Рубрика: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Краниотомия в сознании — это нейрохирургическое вмешательство, направленное на выявление и сохранение функционально значимых зон головного мозга во время удаления опухолей, расположенных рядом с корковыми и подкорковыми центрами речи. Авторами представлен обзор современной литературы, посвященной данной проблеме. В статье изложена стратегия активного педагогического воздействия на дооперационном и операционном этапе, представлена схема методов речевой диагностики при интраоперационном картировании, результаты оценки импрессивной и экспрессивной речи пациентки до и после операции. Целью исследования явилось обоснование важности и необходимости логопедической поддержки лиц с онкологическими заболеваниями головного мозга в процессе нейрохирургического воздействия. Впервые в отечественной логопедии рассматриваются педагогические аспекты, касающиеся методики обследования речи, их влияния на реабилитационный потенциал и возможности логопедического воздействия. Авторы считают логопеда ключевым специалистом в мультидисциплинарной реабилитационной команде, без которого невозможно эффективное восстановление пациента. В статье представлен первый опыт удаления опухоли головного мозга с применением краниотомии в сознании в ФГБНУ «Научный центр неврологии», анализируются проявления речевых расстройств у пациентки с диффузной астроцитомой левой височной доли и островка на фоне симптоматической эпилепсии. С учетом новейших исследований целесообразно на первом этапе оказания реабилитационной помощи онкологическим пациентам включать педагогическую пререабилитацию.
Ключевые слова: афазия, краниотомия в сознании, функционально значимая зона, интраоперационное картирование, пререабилитация, логопедия, развитие речи, речевая деятельность.
Abstract: Awake craniotomy is a neurosurgical intervention aimed at identifying and preserving functionally significant areas of the brain while removing tumors located near the cortical and subcortical speech centers. The authors present a review of the modern literature devoted to this problem. The article outlines the strategy of active pedagogical intervention at preoperative and operative stages, and presents the scheme of the methods of speech diagnostics during intraoperative mapping and the results of the evaluation of the patient's impressive and expressive speech before and after the operation. The aim of the study was to substantiate the importance and necessity of logopedic support for individuals with brain cancer in the course of neurosurgery. The pedagogical aspects concerning the methods of speech examination, their influence on the rehabilitation potential and the opportunities of logopedic intervention are considered for the first time in the domestic speech therapy. The authors consider the logopedist to be the key specialist in the multidisciplinary rehabilitation team, without whom effective recovery of the patient is impossible. The article presents the first experience of a brain tumor removal using awake craniotomy at the “Research Center of Neurology” and analyzes the manifestations of speech disorders in a patient with diffuse astrocytoma of the left temporal lobe and an islet on the background of symptomatic epilepsy. In view of the latest research, it is advisable to include pedagogical prerehabilitation in the first phase of rehabilitation support for cancer patients.
Key words: aphasia, awake craniotomy, functionally significant area, intraoperative mapping, prerehabilitation, logopedics, speech development, speech.