Вам может быть интересно:
Архив журнала
Интерактивный атлас профессий «Мои профессиональные ориентиры»: ориентир будущего для лиц с нарушениями слуха
- 389
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме сурдопедагогики — профессиональной ориентации абитуриентов с нарушением слуха. Основное внимание в работе авторы уделяют своевременной профессиональной ориентации лиц с нарушением слуха, так как она является решающим фактором в достижении максимально положительного результата в обучении.
В процессе исследования выявлен уровень и степень осведомленности о выборе профессии студентов с нарушением слуха, обучающихся на кафедре сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Полученные данные легли в основу создания целенаправленного информационного контента, осуществляющего профориентационную поддержку лиц с ограниченными возможностями по слуху — «Интерактивный атлас профессий для лиц с нарушением слуха „Мои профессиональные ориентиры“». Дается представление о виде и наполняемости страницы атласа для каждой профессии с указанием гиперссылки на статью в свободном источнике, что создает возможность более детально за пределами атласа прочитать информацию и познакомиться с основными характеристиками профессиональной деятельности. Описан алгоритм, по которому абитуриент с нарушением слуха знакомится с перечнем профессий и определяет свой дальнейший вектор профессионального обучения.
Авторы приходят к выводу о том, что сочетание результата профориентационного теста, возможность просмотра перечня профессий, актуальных данных о вузах позволит оптимально, всесторонне и быстро определить вектор дальнейшего обучения абитуриента с нарушением слуха. Атлас полезно использовать для своевременного информирования выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха о генеральных тенденциях развития рынка труда, формулирования результативной стратегии получения профессии.
Ключевые слова: абитуриенты с нарушением слуха, сурдопедагогика, нарушения слуха, слуховые нарушения, выбор профессии, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная поддержка, информационный мониторинг, интерактивный атлас профессий, образовательные маршруты, право на образование.
Abstract: The article studies an urgent problem of surdopedagogy — professional orientation of applicants with hearing impairment. The main focus of the authors' attention is on timely professional orientation of students with hearing impairments, as it is a decisive factor in achieving the most positive learning outcomes.
The study has revealed the level and the degree of awareness of the choice of profession of students with hearing im-pairment studying at the Department of Surdopedagogy of Herzen State Pedagogical University of Russia. The data obtained formed the basis for the creation of targeted informational content that provides career guidance support for people with hearing disabilities — Interactive atlas of professions for people with hearing impairments “My Professional Landmarks”. The article describes the general look and composition of the atlas pages for each profession, with a hyperlink to an article in a free source, which makes it possible to get more detailed information outside the atlas and become acquainted with the main characteristics of professional activity. The article then describes the algorithm by which the applicant with hearing impairment is acquainted with the list of professions and determines their further vector of professional training.
The authors conclude that the combination of the result of a professional orientation test, the opportunity to view a list of professions and urgent data about universities will allow optimal, comprehensive and rapid determination of the vector of further education of an applicant with a hearing impairment. It is advisable to use the atlas to keep graduates of special schools for children with hearing impairments informed about the general trends in the labor market and to formulate an effective strategy for acquiring a profession.
Key words: applicants with hearing impairment, surdopedagogy, hearing impairment, hearing loss, choice of profession, professional orientation, professional self-determination, career education, information monitoring, interactive atlas of professions, education routs, right to education.