Файл статьи: PDF
Аннотация: Современное общее, специальное и инклюзивное образование — зона множественных инноваций, включая «цифровые». В этих условиях крайне важной является постановка и решение задачи, связанной с локализацией места цифровых, в том числе нейроцифровых и робот-технологий, в инклюзивном образовании, выявлением и коррекцией обыденных и квазипрофессиональных мифов и ошибок «цифровизации» и связанных с нею трансформаций образовательных процессов и сред. Цель исследования — анализ инновационных трендов цифровизации современного инклюзивного образования: возможностей и ограничений современных нейротехнологий и роботов в инклюзивном образовательном диалоге. Метод исследования — теоретический анализ и синтез инновационных трендов цифровизации современного инклюзивного образования: возможностей и ограничений современных нейротехнологий и роботов в образовательном диалоге. Результаты исследования позволяют заключить, что нейротехника и робототехника в инклюзивном образовании порождают многочисленные дискуссии, в результате которых по-разному оцениваются возможности и ограничения современных и будущих цифровых технологий. Перспективы осмысления рассматриваемой проблемы связаны с разработкой подходов и принципов использования цифровых технологий как средств интенсификации инклюзивного образования. Такие средства должны, за счет своих уместно и направленно используемых уникальных возможностей, помогать педагогам и ученикам решать стоящие перед ними образовательные и жизненные задачи — задачи эффективной и продуктивной компенсации нарушений функционирования и развития, становления и развития полноценно функционирующим человеком — личностью, партнером и профессионалом. Новизна исследования связана с попыткой интегративного теоретического анализа современных трендов цифровизации инклюзивного образования: нейроцифровых и робот-технологий. Практическая значимость исследования обусловлена задачами экспертизы существующих и находящихся в стадии разработки современных цифровых технологий в инклюзивном образовании, разработки правил, предписаний и ограничений их применения.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, инклюзивная образовательная среда, нейрообразование, нейротехнологии, искусственный интеллект, роботы, цифровые технологии, цифровая культура.
Abstract: Modern general, special and inclusive education is a zone of multiple innovations, including digital ones. Under these conditions, it is extremely important to formulate and solve the problem associated with localizing the place of digital, including neurodigital and robot technologies, in inclusive education, and identifying and correcting notorious and quasi-professional myths and mistakes of “digitalization” and the related transformations of education processes and environments. The purpose of the study is to analyze innovative trends of digitalization of the modern inclusive education: the oppor-tunities and limitations of modern neurotechnologies and robots in the inclusive educational dialogue. The re-search method is based on theoretical analysis and synthesis of innovative trends of digitalization of the modern inclusive education. The results of the study allow the authors to conclude that neurotechnology and robotics in inclusive education give rise to numerous discussions, as a result of which the pros and cons of the modern and future digital technologies are assessed in different ways. The prospects for understanding the problem under consideration are related to the development of approaches and principles for the use of digital technologies as a means of intensifying inclusive education. Such funds should, due to their appropriately and purpose-fully used unique capabilities, help teachers and students solve the educational and everyday life tasks facing them — the tasks of effective and productive compensation for impaired functioning and development, and becoming a fully functioning person: a personality, a partner and a professional. The novelty of the study is connected with an attempt at an integrative theoretical analysis of modern trends in the sphere of digitalization of inclusive education: neurodigital and robot technologies. The practical significance of the study is due to the tasks of expertise of the existing digital technologies of inclusive education and those under development and designing rules, regulations and restrictions on their use.
Key words: inclusive education, inclusion, inclusive educational environment, neuroeducation, neurotechnologies, artificial intelligence, robots, digital technologies, digital culture.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.