Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье подчеркивается важность современных преобразований вузовской профессиональной подготовки будущих дефектологов и потребность в кадрах нового поколения. На основе анализа исследований различных отраслей научных знаний и с учетом тенденций развития современного общества представлена актуальность подготовки конкурентоспособных специалистов. Описаны различные трактовки и принципы реализации практико-ориентированного подхода в системе высшего образования. Представлен опыт института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (далее — ИСОП МГПУ) в подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования. Авторы подробно описывают аспекты практико-ориентированного подхода (кадровая политика, медиаобразовательные технологии, база видеоконтента, организация практики, трансляция инклюзивного опыта в институтах МГПУ, дополнительное профессиональное образование), который реализуется при подготовке кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Вышеперечисленные аспекты позволяют расширять профессиональные компетенции студентов педагогических вузов по вопросам сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Благодаря этому обучающиеся овладевают не только классическими, но и инновационными технологиями оказания коррекционно-развивающей помощи детям с нормативным и нарушенным развитием и их семьям. Сделан вывод о значимости трансляции разумного сочетания теории и практики специального и инклюзивного образования на всех уровнях современного образования.
Ключевые слова: подготовка дефектологических кадров, дефектологическое образование, специальное образование, студенты-дефектологи, практико-ориентированный подход, инклюзивное образование, информационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья
Abstract: The article emphasizes the importance of modern transformations of the university professional training of future defectologists and the need for a new generation of teaching personnel. Based on the analysis of research in various branches of scientific knowledge and taking into account the trends in the development of the modern society, the study determines the urgency of training competitive specialists. Various interpretations and principles of the implementation of the practice-oriented approach in the higher education system are described. The article presents the experience of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City Pedagogical University in train-ing personnel for the system of special and inclusive education. The authors describe in detail the aspects of a practice-oriented approach (personnel policy, media education technologies, video content basis, organization of practice, dissemination of inclusive experience in the institutes of the Moscow State Pedagogical University, and supplementary professional education), which is realized in the training of specialists in the field of “Special (defectological) education”. The above mentioned aspects make it possible to expand the professional competences of students of pedagogical universities on the issues of support for children with disabilities. Thanks to this, students master not only classical, but also innovative technologies for provid-ing rehabilitation-educational support for children with typical and impaired development and their families. The authors make a conclusion about the importance of dissemination of a reasonable combination of theory and practice of special and inclusive education on all levels of modern education.
Key words: training of future defectologists, defectological education, special education, students-defectologists, practice-oriented approach, inclusive education, information technologies, children with disabilities

Для цитирования:

Приходько, О. Г. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования / О. Г. Приходько, А. С. Павлова, А. В. Миронова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 173-186.

For citation

Prikhod'ko, O. G., Pavlova, A. S., Mironova, A. V. (2022). Realization of a Practice-oriented Approach in Training Teachers for the System of Special Inclusive Education // Special Education. – 2022. – №3. – P. 173-186.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.