Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описана актуальность становления инклюзии, в частности инклюзивного образования, как одного из приоритетов современной государственной политики нашей страны. Обособленно выделен один из ключевых компонентов ее развития — инклюзивная культура — в рамках традиционных воззрений, менталитета, сложившегося на территории Российской Федерации, а также как важная составляющая общечеловеческой культуры гуманистического общества. Согласно актуальным аспектам проблематики, описаны основные вопросы, связанные с диагностикой и развитием инклюзивной культуры у студенческой молодежи (обучающиеся первых курсов бакалавриата очной формы обучения) на примере ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». Показаны основные механизмы и инструменты развития инклюзивной культуры в рамках реализации инклюзивного образования в вузе, указаны наиболее заметные проекты, обеспечивающие данный процесс, очерчены его основные направления: в рамках учебной, внеучебной и научной деятельности. Новым, эффективным и показательным представлено введение в учебные планы первокурсников университета дисциплины «Инклюзивная культура и коммуникация». Описана процедура и результаты диагностики и динамики развития инклюзивной культуры (2020/21 — 2021/22 уч. гг.), чем доказывается эффективность работы в сфере инклюзивного образования, проводимой в вузе с акцентом на исследуемый феномен. Исследование опиралось на такие методы, как авторское анкетирование, количественный и качественный анализ, методы математической статистики, позволившие подтвердить достоверность полученных результатов о положительной динамике развития инклюзивной культуры (I (низкий) уровень: –1,5 %, III (высокий) уровень: +2 %). Помимо прочего, определены основные тенденции и перспективы в исследовании процессов развития инклюзивной культуры и оценке ее уровня: детальной проработки и уточнения требуют механизмы реализации данного процесса (могут ли они носить унифицированный характер или требуют индивидуального подхода в рамках гендерных различий или разных (гуманитарных и технических) направлений подготовки, также необходима дальнейшая работа в совершенствовании диагностического и технологического аппарата, актуального современным информационно-цифровым и другим социально значимым запросам).
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное высшее образование, инклюзивная образовательная среда, особые образовательные условия, высшие учебные заведения, студенты, инклюзивная культура, инклюзивная коммуникация, лица с ограниченными возможностями здоровья, ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, инвалиды
Abstract: The article describes the urgency of the development of inclusion, and specifically, inclusive education, as one of the priorities of the modern state policy of our country. The study focuses on one of the key components of its development — inclusive culture — within the framework of the views of the mentality that has formed on the territory of the Russian Federation, as well as an important component of the universal culture of a humanist society. According to the urgent aspects of the topic, the main issues related to the diagnosis and development of inclusive culture among students (first-year undergraduate full-time students) are described on the example of the North Caucasus Federal University. The author demonstrates the main mechanisms and tools for the development of inclusive culture in the framework of implementation of inclusive education in higher school and enumerates the most significant projects that ensure this process, and outlines its main areas: within the framework of academic, extracurricular and research activities. The introduction of the discipline “Inclusive Culture and Communication” into the curricula of the first-year students of the University is innovative, effective and significant. The article describes the procedure and the results of the diagnostics and the dynamics of development of inclusive culture (2020-2021 - 2021-2022 academic years), proving the effectiveness of work in the area of inclusive education implemented at the university with an emphasis on the phenomenon under study. The study is based on such methods as authored questionnaire, quantitative and qualitative analysis, methods of mathematical statistics, which confirmed the reliability of the results obtained of the positive dynamics of the development of inclusive culture (I (low) level: -1.5%, III (high) level: +2%). Among other things, the author formulates the main trends and prospects in the study of the processes of development of inclusive culture and assessment of its level: the mechanisms for realization of this process require detailed elaboration and clarification (whether they can be unified or require an individual approach within the framework of gender specificity or different (humanitarian and technical) areas of training, and further work is needed to improve the diagnostic and technological apparatus urgent for modern information-digital and other socially significant needs).
Key words: inclusion, inclusive higher education, inclusive educational environment, special educational conditions, higher education institutions, students, inclusive culture, inclusive communication, persons with disabilities, disabilities, SEND

Для цитирования:

Сальникова, О. Д. Анализ эффективности работы по развитию инклюзивной культуры у студентов Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) / О. Д. Сальникова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 187-200.

For citation

Sal'nikova, O. D. (2022). An Analysis of Effectiveness of the Work Aimed at Development of Inclusive Culture in the Students of the North Caucasus Federal University // Special Education. – 2022. – №3. – P. 187-200.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.