Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В последние годы активное внимание ученых — дефектологов и практиков привлекают проблемы разработки психолого-педагогических технологий диагностики и коррекции нарушений развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Однако решение этих проблем во многом зависит от двух составляющих, лежащих в основе ее реализации. Одной из них является изучение психолого-педагогического портрета ребенка с РАС, другой — учет компонентов такого портрета при разработке будущих коррекционно-развивающих технологий социализации ребенка. Идея создания такого портрета может воплощаться разными путями, один из вариантов — выбор того или иного приоритетного компонента развития ребенка, например его коммуникации, поскольку такие дети остро нуждаются в развитии коммуникативных компетенций. В связи с этим в данной статье мы попытались систематизировать работы отечественных и зарубежных исследователей по обозначенной проблеме, что в дальнейшем могло бы служить основанием для разработки целевых педагогических технологий. Основное внимание мы сосредоточили на работах зарубежных исследователей, изучавших проблему аутизма и внесших значительный вклад в разработку проблем коммуникации детей с РАС. С учетом тяжести и распространенности языковых и речевых расстройств рассмотрены дополнительные стратегии в альтернативных способах общения для развития коммуникативных навыков, например, в таких, как система AAC, Picture Exchange Communication System, где обучение основано на принципах ABA, система общения «Макатон», метод фасилитации коммуникации (FC), программа прикладного вербального поведения (AVP).
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, детский аутизм, дети-аутисты, коррекционно-развивающие технологии, психолого-педагогические портреты, детская речь, развитие речи, речевая деятельность, коммуникативные технологии, коммуникативные навыки
Abstract: In recent years, the problems of developing psycho-pedagogical technologies for the diagnosis and correction of developmental disorders in children with autism spectrum disorder (ASD) have attracted the active attention of specialists in theory and practice of defectology. However, the solution to these problems largely depends on two components underlying its implementation. One of them is to study the psycho-pedagogical portrait of the child with ASD, the other is to take into account the components of such a portrait in the development of future rehabilitation-educational technologies of the child’s socialization. The idea of creating such a portrait can be implemented in different ways; one of the options is to choose a certain priority component of the child’s development, for example, their communications, since such children are in urgent need of developing communication skills. In this regard, the authors of this article have tried to systematize the work of domestic and foreign researchers on this problem, which in the future could serve as a basis for the development of special pedagogical technologies. The study focuses on the works of foreign researchers who dealt with the problem of autism and made a significant contribution to the development of communication problems of children with ASD. Taking into account the severity and prevalence of language and speech disorders, the authors consider additional strategies in such alternative communication methods for the development of communication skills as, for example, the AAC system “Picture Exchange Communication System”, in which training is based on the ABA principles, the Makaton communication system, the method of communication facilitation (FC), and the program of applied verbal behavior (AVP).
Key words: autism spectrum disorders, ASD, children’s autism, autistic children, rehabilitation-educational technologies, psycho-pedagogical portraits, children’s speech, speech development, speech, communicative technologies, communication skills

Для цитирования:

Дмитриев, А. А. Анализ зарубежных исследований о развитии коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Дмитриев, С. А. Дмитриева, В. Н. Фомочкина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 6-15.

For citation

Dmitriev, A. A., Dmitrieva, S. A., Fomochkina, V. N. (2022). A Review of Foreign Studies of the Development of Communication Skills in Children with ASD // Special Education. – 2022. – №3. – P. 6-15.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.