Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлено описание модели профессионального становления будущего педагога-дефектолога в условиях информатизации образования, которая определяет ориентиры его профессионально-личностного развития на этапе обучения в вузе. Авторская модель разработана в контексте современного социального запроса к специалисту-дефектологу и включает взаимосвязанные компоненты: целевой, прогностический, содержательный, организационный, конструктивный, коммуникативный, рефлексивно-оценочный. В исследовании использован метод моделирования, который позволил определить структуру и наполнить каждый компонент модели содержанием с учетом современных тенденций в области коррекционной педагогики и смежных научных областей. Методологическим основанием для построения модели является синергия культурно-исторической теории, субъектно-деятельностного, междисциплинарного, информационного подходов к формированию субъектности выпускника в области специально-го (дефектологического) образования. Базовые теоретические положения данных подходов определяют социальную направленность профессиональной деятельности будущего педагога-дефектолога, содержание профессиональной, в том числе информационно-коммуникационной, компетентности в контексте современных тенденций образования детей с ограниченными возможностями здоровья, актуализацию профессионального портрета выпускника. Реализация модели опирается на использование спектра современных педагогических технологий: информационно-коммуникационных, развивающего и проблемного обучения, кейс-технологий и других, основанных на собственной активности обучающихся, групповой и индивидуальной рефлексии, интерактивной коммуникации, и направлено на овладение выпускником умения решать разные типы профессиональных задач. Апробация модели на практике подтвердила ее эффективность и целесообразность использования при проектировании образовательных программ, технологий, планировании образовательных результатов студентов-дефектологов.
Ключевые слова: студенты-дефектологи, педагоги-дефектологи, подготовка дефектологов, специальное образование, дефектологическое образование, профессиональное становление, модели профессионального становления, информатизация образования, информационные технологии, информационная образовательная среда
Abstract: The article presents a description of the model of professional development of the future teacher-defectologist under the conditions of informatization of education, which determines the guidelines for their professional and personal development at the stage of university education. The authored model has been developed in the context of the modern social requirements to the specialist-defectologist and includes interrelated components: target, prognostic, content, organizational, constructive, communicative, and reflexive-evaluative. The study uses the method of modeling, which has made it possible to discover the structure and fill each component of the model with content, taking into account current trends in special pedagogy and related fields. The methodological basis for the model development is the synergy of cultural-historical theory, subject-oriented, interdisciplinary, and informational approaches to the formation of the graduate’s subjectness in the field of special (defectological) education. The theoretical foundations of these approaches determine the social orientation of the professional activity of the future teacher-defectologist, the content of professional, including informational and communicative competence in the context of modern trends in the education of children with disabilities and updating of the professional requirements to the graduate. The implementation of the model relies on the use of a range of modern pedagogical technologies: information and communication technologies, developing and problem-based learning, case technologies, etc., based on the students’ own activity, group and individual reflection, and interactive communication, and is aimed at mastering the ability to perform various types of professional tasks by the graduate. The approbation of the model in practice has confirmed its effectiveness and feasibility for designing educational programs, technologies, and planning the educational outcomes of students-defectologists.
Key words: students-defectologists, pedagogues-defectologists, training defectologists, special education, defectological education, professional development, models of professional development, informatization of education, information technologies, information educational environment

Для цитирования:

Шилова, Е. А. Проектирование модели профессионального становления будущего педагога-дефектолога в условиях информатизации образования / Е. А. Шилова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 201-213.

For citation

Shilova, E. A. (2022). Designing a Model of Professional Development of the Future Teacher-defectologist in the Context of Informatization of Education // Special Education. – 2022. – №3. – P. 201-213.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.