Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена противоречием между современной ориентацией образования детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на достижение максимально возможного независимого образа жизни и недостаточным раскрытием социализирующего потенциала их внеурочной деятельности. Автор рассматривает внеурочную деятельность в контексте конструктивистских представлений, опираясь в то же время на классические работы, посвященные социализации детей данной категории. Цель исследования — разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели внеурочной деятельности для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на основе концепта «жизненный мир». В статье обобщены и проанализированы данные наблюдений и экспериментальной работы, на основании которых автор делает вывод, что организация внеурочной деятельности в разновозрастных группах способствует активизации у детей данной категории механизмов социализации, про-движению в их социальном и личностном развитии и может стать одним из условий функционирования модели. Также выявлена специфика взаимодействия детей с выраженными интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности в разновозрастных группах, описаны пути его развития в условиях специальной (коррекционной) школы. Статья может быть интересна педагогам системы специального образования.
Ключевые слова: олигофренопедагогика, нарушения интеллекта, дети с нарушениями интеллекта, умственная отсталость, умственно отсталые дети, школьники, интеллектуальные нарушения, социализация детей, внеурочная деятельность, модели внеурочной деятельности, жизненный мир, разновозрастные группы
Abstract: The urgency of this study stems from the contradiction between the modern orientation of the education of children with severe intellectual disabilities to achieve the maximum possible independent lifestyle and the insufficient use of the socializing potential of their extracurricular activities. The author regards extracurricular activities in the context of constructivist ideas, at the same time relying on classical works dealing with socialization of the children of this category. The purpose of the study is to develop, theoretically substantiate and experimentally test a model of extracurricular activities for children with severe intellectual disabilities based on the concept of “life-world”. The article summarizes and analyzes the data from observations and experimental work, based on which the author concludes that the organization of extracurricular activities in multi-age groups intensifies their socialization mechanisms and enhances progress in their social and personal development and can become one of the conditions for the functioning of the model. The study also reveals the specificity of interaction between the children with severe intellectual disabilities in extracurricular activities in multi-age groups and describes the possible ways of its development in a special school. The article may be useful for the pedagogues of the system of special education.
Key words: olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, schoolchildren, intellectual disorders, socialization of children, extracurricular activity, models of extracurricular activity, life-world, multi-age groups

Для цитирования:

Парфенова, В. В. Организация внеурочной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в разновозрастных группах / В. В. Парфенова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 71-83.

For citation

Parfenova, V. V. (2022). Organization of Extracurricular Activities of Children with Severe Intellectual Disabilities in Multiage Groups // Special Education. – 2022. – №3. – P. 71-83.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.