Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье анализируется проблема изучения состояния сформированности языковых компетенций у слепых подростков. Сегодня к итоговым достижениям слепых обучающихся, осваивающих программу учебного предмета «Русский язык» цензового уровня образования, предъявляются такие же требования, что и к результатам их сверстников без нарушений зрения. У слепых обучающихся формируются умения, необходимые для организации самостоятельной учебной деятельности, а также лингвистическая, языковая и коммуникативная компетенции. Несмотря на это, методикой преподавания русского языка в тифлопедагогике все еще актуализируются вопросы: «От чего зависит продуктивность реализуемой на уроках русского языка деятельности?», «Влияют ли специальные условия на качество языковых компетенций слепых обучающихся?». Чтобы ответить на данные вопросы, авторами статьи осуществляется сравнительное изучение состояния сформированности языковых компетенций у слепых подростков и их сверстников без нарушений зрения, обучающихся в 5–6 классах шести образовательных организаций для детей с нарушениями зрения, располагающихся на территории четырех субъектов Российской Федерации. На основе полученных результатов авторами определяется зависимость состояния формируемых языковых компетенций от соблюдения специфики в преподавании русского языка слепым обучающимся; выявляется продуктивность образовательного процесса; обосновывается необходимость разработки учебно-методических комплексов, ориентированных на этих обучающихся.
Ключевые слова: слепые подростки, тифлопедагогика, нарушение зрения, дети с нарушениями зрения, зрительные нарушения, слепота, языковая готовность, орфографические навыки, пунктуационные навыки, языковые компетенции, русский язык, методика преподавания русского языка
Abstract: This article analyzes the problem of studying the state of formation of language competences in blind adolescents. Today, the same requirements are applied to the final achievements of blind students who master the curriculum of the subject “Russian language” in compulsory education as to the results of their peers without visual impairment. Blind students develop the skills they need to organize independent learning, as well as linguistic and communicative competences. In spite of this, specialists in the Russian language teaching methods in typhlopedagogy still set the following questions: “What determines the effectiveness of the activities performed at Russian language lessons?”, “Do special conditions affect the quality of language competences of blind students?” To answer these questions, the authors of the article carry out a comparative study of the state of formation of language competences in blind adolescents and their peers without visual impairments, learning in grades 5-6 of six educational institutions for children with visual impairments located on the territory of four subjects of the Russian Federation. Based on the results obtained, the authors reveal the dependence of the state of the formed language competences on compliance with the specificity of teaching Russian to blind students, explore the effectiveness of the education process, and substantiate the need to develop learning and methods aids for these students.
Key words: blind adolescents, typhlopedagogy, visual impairment, children with visual impairments, visual disorders, blindness, linguistic readiness, spelling skills, punctuation skills, language competences, Russian language, methods of teaching Russian language

Для цитирования:

Назарова, Н. М. Изучение состояния сформированности языковых компетенций у слепых подростков / Н. М. Назарова, Н. П. Полякова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 57-70.

For citation

Nazarova, N. M., Polyakova, N. P. (2022). Assessment of the Level of Formation of Language Competences in Blind Adolescents // Special Education. – 2022. – №3. – P. 57-70.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.