Архив журнала
Взаимосвязь компонентов регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития как фактор их школьной успешности
- 510
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются регулятивные универсальные учебные действия у обучающихся с задержкой психического развития. Проводится исследование взаимосвязи компонентов регулятивных универсальных учебных действий. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Авторы подробно останавливаются на рас-смотрении регулятивных универсальных учебных действиях, так как именно это лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в начальной школе. Рассматриваются такие регулятивные универсальные учебные действия, как целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено, и того, что еще не известно); планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата); контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном); коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий); оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить); волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию). В конце проведенной работы делается вывод о траектории психолого-педагогической реабилитации. Данная статья будет полезна педагогам-психологам, педагогам-дефектологам, учителям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: психолого-педагогическая реабилитация, ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, учебная деятельность, успешность обучения, ФГОС, федеральные государственные образовательные стандарты, регулятивные универсальные учебные действия, математический критерий Спирмена, начальная школа, младшие школьники
Abstract: The article deals with the regulatory universal learning actions of students with disorders of psychological development. It studies the interrelations between the components of regulatory universal learning actions. The priority goal of school education is the formation of learning skills. The authors dwell in detail on the regulatory universal learning actions, since it is this type of actions that underlies the formation of self-organization skills of learning of junior schoolchildren, and thus forms the foundation for successful learning in primary school. The article looks at such regulatory universal learning actions as: goal setting (setting an educational task based on what has already been learned and what is not yet known); planning (determining intermediate aims, drawing up a plan and sequence of actions); prediction (anticipating the result); control (comparing the method of action and its result with a given standard); correction (making additions and amendments to the plan or method of action); evaluation (awareness of the quality and level of acquisition of the material, highlighting what is to be learned); volitional self-regulation (ability to mobilize forces and energy and to make a volitional effort). In the final section of the study, the authors make a conclusion about the trajectory of psycho-pedagogical rehabilitation. This article may be useful for teachers-psychologists, teachers-defectotogists, and teachers working with children with disabilities.
Key words: psycho-pedagogical rehabilitation, DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, learning, successful learning, FSES, Federal State Education Standards, regulatory universal learning actions, Spearman’s rank correlation coefficient, primary school, primary school children
Для цитирования:
Сабуров, В. В. Взаимосвязь компонентов регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития как фактор их школьной успешности / В. В. Сабуров, А. А. Реуцкая. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 84-98.
For citation
Saburov, V. V., Reutskaya, A. A. (2022). The Relationship between the Components of Regulatory Universal Learning Actions in Primary School Children with Disorders of Psychological Development as a Factor of Their Learning Success // Special Education. – 2022. – №3. – P. 84-98.