Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Данная статья освещает проблемное поле применения цифровых информационных технологий для подготовки кадров дефектологической направленности в вузах. Современное общество предъявляет самые высокие требования к специалистам сопровождения, что формирует определенный социальный заказ и требует от системы высшего образования качественно новых технологий образования. Современный специальный педагог должен обладать намного большим запасом компетенций, нежели 20—30 лет назад. Для работы с детьми с нарушениями развития различного генеза используются передовые технологии, в том числе цифровые. Будущий дефектолог обязан иметь представление не только о классических методиках диагностической и коррекционной работы с детьми, но и о новациях в данной области. В статье дан подробный анализ литературы по компетентностному подходу в системе высшего образования как основе формирования мультимедийного подхода в диаде «преподаватель — студент». Смена формата обучения носит противоречивый характер и вызывает большое количество дискуссий в области методологии и технологии преподавания. В статье дан перечень современных информационных технологий, которыми наиболее активно пользуются в работе преподаватели для подготовки студентов-дефектологов. Авторами дано объяснение необходимости повышения качества профессиональной подготовки специальных педагогов, описаны технологии, активно применяющиеся в российских вузах. В ходе анализа проблемы сформулированы противоречия в использовании информационных технологий в образовании.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования, информационная образовательная среда, мультимедийные технологии, модернизация высшего образования, практико-ориентированный подход, студенты, высшие учебные заведения, дефектологическое образование.
Abstract: This article highlights the problem field of application of digital information technologies to train teachers-defectologists at higher education institutions. Modern society places highest demands on support specialists, which forms a certain social order and requires radically new pedagogical technologies from the system of higher education. The modern special pedagogue must have a much broader set of competences than twenty or thirty years ago. Advanced technologies, including digital ones, are used to work with children with developmental disabilities of various geneses. The future defectologist should have an idea not only about classical methods of diagnostics and rehabilitation work with children, but also about innovations in this field. The article contains a detailed analysis of the literature on the competence-based ap-proach in the system of higher education, as the basis of formation of the multimedia approach in the dyad “teach-er-student”. The change of teaching format is controversial and causes a lot of discussions in the field of teaching methodology and technology. The paper presents a list of modern information technologies which are most actively used in the work of teachers to train special education students. In the course of analysis, the authors explain the need to raise the quality of professional training of special pedagogues, describe the technologies actively used in Russian higher education institutions, and formulate the contradictions in the use of information technologies in education.
Key words: distance education, online education technologies, information and communication technologies, informatization of education, information educational environment, multimedia technologies, modernization of higher education, practiceoriented approach, students, higher education institutions, defectological education.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.