Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Кинезиология как научная дисциплина представляет собой систему понятий, описывающих принципы, законы и закономерности формирования анатомически правильных паттернов движения. Наряду с разработкой собственных понятий, таких как «мануально-мышечное тестирование», «мышечно-фасциальные цепи», «нейрососудистый» и «нейролимфатический» рефлексы, кинезиология заимствует множество понятий из смежных дисциплин, таких как биомеханика, патобиомеханика, нейрофизиология и многих других, рас-ширяя основное содержание этих понятий в результате их встраивания в иную систему гипотез. В то же время практическое применение кинезиологии состоит в разработке методов диагностики и коррекции функций скелетно-мышечной системы и способов оценки эффективности коррекционного воздействия. Кинезиологические методики и техники, не вытесняя традиционных методов работы коррекционного психолога, могут обогатить его практику. Включение методов и техник кинезиологии тем более целесообразно, что, в полном соответствии с представлениями коррекционной психологии, первичный дефект является органическим. Следовательно, применение методик, ориентированных на работу «с телом», позволяет скорректировать и сформировать новые, «правильные» паттерны движения, что, в свою очередь, сказывается на дальнейшем развитии и формировании познавательной сферы. В статье представлено описание опыта реализации про-граммы групповой нейропсихологической коррекции высших психических функций у младших школьников с использованием техник прикладной кинезиологии, описана программа, использованные методы и техники, представлена экспериментальная проверка гипотезы об эффективности применения техник прикладной кинезиологии в коррекции высших психических функций у младших школьников. Авторы описывают программу формирующего эксперимента, особенности выборки исследования, измерительные методики, программу экспериментального воздействия и приводят данные, свидетельствующие об эффективности осуществленных коррекционных воздействий на динамический праксис, реципрокную координацию, слухоречевую память, зрительную память, пространственные представления.
Ключевые слова: высшие психические функции, прикладная кинезиология, дисгенетический синдром, коррекционно-развивающие программы, нейропсихология, нейропсихологическая коррекция, младшие школьники.
Abstract: Kinesiology as a scientific discipline is a system of concepts describing the principles, rules and regularities of formation of anatomically correct patterns of movement. Along with the development of its own concepts, such as “manual-muscle testing”, “muscle-fascial circuits”, “neurovascular” and “neuro-lymphatic” reflexes, kinesiology borrows many concepts from related disciplines, such as biomechanics, pathobiomechanics, neurophysiology and many others, expanding the main content of these concepts as a result of their embedding in a different system of hypotheses. At the same time, the practical application of kinesiology consists in the development of methods of diagnostics and treatment of the func-tions of the musculoskeletal system and methods of evaluation of the effectiveness of the rehabilitative intervention. Kinesiological methods and techniques can enrich the traditional methods of work of the special psychologist without replacing them. The inclusion of the methods and techniques of kinesiology is all the more appropriate because, in full accordance with the concepts of special psychology, the primary defect is organic. Consequently, the use of the techniques focused on working “with the body” allows improving and forming new, “correct” movement patterns, which, in turn, affects the further development and formation of the cognitive sphere. The article describes the experience of implementation of the program of group neuropsychological rehabilitation of higher mental functions in junior schoolchildren using the techniques of applied kinesiology, outlines the pro-gram, methods and techniques used, and presents an experimental test of the hy-pothesis about the effectiveness of the techniques of applied kinesiology in the rehabilitation of higher mental functions in junior schoolchildren. The authors describe the program of the formative experiment, the specific features of the study sample, the measuring techniques, and the program of experimental inter-vention and provide data indicating the effectiveness of the rehabilitative measures taken on dynamic praxis, reciprocal coordination, auditory-speech memory, visual memory, and spatial concepts.
Key words: higher psychological functions, applied kinesiology, dysgenesis syndrome, rehabilitation-educational programs, neuropsychology, neuropsychological rehabilitation, junior preschoolers.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.