Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Файл статьи: PDF
Аннотация: За последние несколько лет статистика выявления аутистических расстройств у детей и подростков выросла как в России, так и в Ближневосточном регионе, в частности в Ираке, где с конца ХХ века активно развивается практика организации инклюзивного образования для лиц с различными физическими и психическими нарушениями. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день каждый 160-й ребенок в мире имеет диагноз «расстройство аутистического спектра». Современные исследования показывают, что ареалы распространения данного диагноза неравномерно распределены по разным странам мира, что, по мнению ученых, связано с особенностями системы выявления и реабилитации аутистических расстройств в различных регионах планеты, а также с различным вниманием общества к лицам с подобной патологией. Представленная работа посвящена обсуждению проблемы выявления и коррекции расстройств аутистического спектра у детей и взрослых. В статье анализируются узкие и проблемные области коррекционной помощи и реабилитации, приводятся примеры удачных мировых практик поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). На примере России и Ирака выявляется сходство и различие в развитии инклюзивного процесса, обсуждаются перспективы совершенствования данной работы, намечаются точки соприкосновения в деле отлаживания междисциплинарного, межведомственного, межрегионального и межгосударственного взаимодействия в интересах лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы доказывают, что проблемное поле инклюзивного образования в обеих странах можно разделить по трем основным векторам: организационному, профессиональному и социокультурному. В рамках организационного вектора выявляются проблемы, связанные с созданием специальных образовательных условий, адаптацией программно-методических материалов, приспособлением зданий образовательных организаций для нужд детей с ОВЗ, решением текущих административных вопросов. Профессиональный вектор связан с проблемами подготовки педагогических кадров к работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, налаживанием командного взаимодействия между учителями-предметниками и специалистами службы комплексного сопровождения, мотивационной и психологической неготовностью учителей к работе с детьми, имеющими аутистические расстройства. Социокультурный вектор объединяет большую группу проблем, связанных с необходимостью формирования толерантного отношения к детям и взрослым (разного пола) с расстройствами аутистического спектра, а также подготовку социума к принятию таких лиц для их участия в различных видах образовательного, культурного и социального взаимодействия.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, детский аутизм, дети-аутисты, компаративный подход, инклюзивное образование, инклюзия, инклюзивная образовательная среда, индивидуализация обучения, специальные образовательные условия, нейротипичные дети.
Abstract: Over the past few years, statistics on the detection of autistic disorders in children and adolescents have grown both in Russia and in the Middle East region, in particular in Iraq, where the practice of organizing inclusive education for people with various physical and mental disabilities has been actively developing since the end of the twentieth century. According to the World Health Organization, today every 160th child in the world is diagnosed with an autism spectrum disorder. Modern research shows that the areas of occurrence of this disorder are unevenly distributed across different countries of the world, which, according to specialists, is due to the peculiarities of the system of detection and rehabilitation of autistic disorders in different regions of the planet, as well as with different public attention to persons with such pathology. This study deals with the discussion of the issue of detection and rehabilitation of autism spectrum disorders in children and adults. The article analyzes narrow and problematic areas of treatment and rehabilitation and provides examples of successful world practices for supporting children with autism spectrum disorders (ASD). Using the example of Russia and Iraq, the authors reveal the similarities and differences in the development of inclusive education, discuss prospects for improving this work, and outline points of contact in improving interdisciplinary, interdepartmental, interregional and interstate interaction in the interests of persons with disabilities. The authors prove that the problem field of inclusive education in both countries can be divided according to three main vectors: organizational, professional and sociocultural. Within the framework of the organizational vector, the problems associated with the creation of special educational conditions, the adaptation of program and methodological materials, the adaptation of buildings of educational organizations for the needs of children with disabilities, and the solution of current administrative issues are identified. The professional vector is associated with the problems of training teachers to work with children with autism spectrum disorders, establishing team interaction between subject teachers and specialists of the integrated support service, and the need to respond to motivational and psychological unpreparedness of teachers to work with children with autistic disorders. The socio-cultural vector unites a large group of problems related to the need to form a tolerant attitude towards children and adults (of different sexes) with autism spectrum disorders, as well as preparing society to accept such persons for their participation in various types of educational, cultural and social interaction.
Key words: autism spectrum disorders, ASD, children’s autism, autistic children, comparative approach, inclusive education, inclusion, inclusive educational environment, individualization of education, special educational conditions, neurotypical children.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.