Рубрика: ИСТОРИЯ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена история создания и функционирования Петербургских курсов Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых, положивших начало профессиональной подготовке сурдопедагогов в России. Задача постоянного поиска путей совершенствования профессиональной подготовки дефектологов не исключает изучения и использования исторического опыта, который богат незаслуженно забытыми оригинальными решениями, эффективными способами организации обучения. Специалисты должны знать и помнить историю своей профессии, имена тех выдающихся деятелей, благодаря которым эта профессия не только стала возможной, но и получила старт для своего развития на многие десятилетия. Уже более 120 лет Россия готовит специалистов в области сурдопедагогики, подготовка которых стала первой среди других дефектологических специальностей. Начало этого процесса — в организации уникальных педагогических курсов, которые были созданы при Санкт-Петербургском училище (школе) для глухих детей и просуществовали почти 18 лет на средства российской благотворительности, эффективно работали благодаря энтузиазму и деятельному участию отечественных сурдопедагогов, ученых, общественных деятелей. Накопленный в течение работы курсов богатый дидактический и методический опыт был положен в основу подготовки сурдопедагогов в условиях вуза уже в советское время. В статье излагаются малоизвестные исторические сведения о содержании, организации, дидактических и методических решениях учебного процесса курсовой подготовки сурдопедагогов, показано участие выдающихся отечественных ученых и общественных деятелей в подготовке и работе курсов.
Ключевые слова: сурдопедагоги; сурдопедагогика; история сурдопедагогики; подготовка сурдопедагогов; нарушения слуха; слуховые нарушения; образовательные программы; российская благотворительность; глухота.
Abstract: The article presents the history of the creation and functioning of the St. Petersburg Guardianship courses for training teachers of profoundly deaf persons organized by the Empress Maria Feodorovna, which marked the beginning of the system of professional training of surdopedagogues in Russia. The task of constantly searching for ways to improve the professional training of defectologists does not exclude the study and use of historical experience, which is rich in undeservedly forgotten original solutions and efficient ways of the organization of training. Specialists should know and remember the history of their profession and the names of those outstanding people who made this profession possible and gave it an impulse for development for many decades. For more than 120 years, Russia has been training specialists in the field of surdopedagogy, whose training was the first among other defectological specialties. The beginning of this process rests in the organization of unique pedagogical courses that were created at St. Petersburg School for Deaf Children and existed for almost 18 years at the expense of Russian charity and worked effectively thanks to the enthusiasm and active participation of domestic surdopedagogues, scholars and public figures. The rich didactic and methodo-logical experience accumulated during the work of the courses formed the basis for the future training of surdopedagogues in the universities of the Soviet era. The article presents little-known historical information about the content, organization, and didactic and methodo-logical solutions of the education process of the course training of surdopedagogues and demonstrates the participation of outstanding Russian scholars and public figures in the preparation and work of the courses.
Key words: history of surdopedagogy; training surdopedagogues; hearing disorders; loss of hearing; education programs; Russian charities; deafness.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.