Файл статьи: PDF
Аннотация: Современное поколение детей рождается в цифровом мире. Использование цифровых технологий в жизни они воспринимают как должное. В процессе обучения их цифровые компетенции только совершенствуются. Однако дети с особыми образовательными потребностями не всегда обладают цифровыми компетенциями. Например, они не формируются в процессе обучения у детей с расстройствами интеллектуального развития, для которых овладение цифровыми технологиями ограничивается уровнем использования смартфона и его основных функций. Проблема состоит в том, что, не обладая цифровыми компетенциями, дети с расстройствами интеллектуального развития не смогут интегрироваться в цифровое общество. Цель статьи — привлечь внимание специалистов к данной проблеме и определить, какие же цифровые компетенции способны освоить школьники с расстройствами интеллектуального развития. Цифровизация системы образования — закономерный и целенаправленный процесс, поддерживаемый государством. Разными исследователями используются в качестве синонимов следующие термины: «цифровая компетенция», «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность». Различия между данными терминами минимальны, поэтому многие современные исследователи предпочитают использовать их как равнозначные, что приводит к смысловым искажениям при описании процессов цифровизации в образовании. Цифровая компетентность включает в себя цифровые компетенции, обе они проявляются в деятельности и являются необходимым условием эффективной учебной и профессиональной деятельности в условиях цифровизации. В данной статье предложено авторское видение цифровых компетенций, которые смогут освоить дети с расстройствами интеллектуального раз-вития. Цифровые компетенции обучающихся с расстройствами интеллектуального развития включают информационную грамотность в цифровой среде, общение и сотрудничество, создание цифрового контента, цифровую безопасность, умение определять простую техническую проблему и обращаться для ее решения за помощью. Цифровые компетенции детей с расстройствами интеллектуального развития — это личностные результаты образования, которые должны реализовываться через программу коррекционных занятий. Статья будет полезна специалистам, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями развития.
Ключевые слова: цифровые компетенции; цифровые технологии; информационные технологии; олигофренопедагогика; расстройства интеллектуального развития; интеллектуальные нарушения; нарушения интеллекта; дети с нарушениями интеллекта; умственная отсталость; умственно отсталые дети.
Abstract: The modern generation of children is born into the digital world. They take the use of digital technologies for granted. They only improve their digital competences in the process of learning. But children with special educational needs do not always have digital competences. For example, children with disorders of intellectual development do not develop digital competences in the course of learning. For such children, acquisition of digital technologies is limited to the use of smartphone and its basic functions. The problem is that, with inadequate digital competence, children with disorders of intellectual development may not be able to integrate into the digital society. The purpose of this article is to attract the attention of specialists to this problem and to determine which digital competences students with disorders of intellectual development are able to master. The digitalization of the education system is a natural and purposeful process supported by the state. Different researchers use the following terms as synonyms: “digital skill”, “digital competence” and “digital literacy”. The differences between these terms are minimal; therefore, many modern researchers prefer to use these terms as equivalents, which leads to a distortion of the meanings of the digitalization processes in education. Digital competence includes digital skills, both of which are demonstrated in activities and are a prerequisite for effective educational and professional activities in the context of digitalization. This article proposes the author's vi-sion of digital competences that children with disorders of intellectual development can master. The digital competences of learners with intellectual disabilities include digital information literacy, communication and collaboration, digital content creation, digital security, the ability to identify a simple technical problem and ask for help to solve it. The digital competences of children with disorders of intellectual development are the personal outcomes of education that should be implemented through a pro-gram of rehabilitative classes. The article may be useful for specialists working with children with disorders of intellec-tual development.
Key words: digital competences, digital technologies; information technologies; olygo-phrenopedagogy; disorders of intellectual development; intellectual disabilities; disabilities of intelligence; children with intellectual disabilities; intellectual disability; children with intellectual disability.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.