Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена динамика работы по формированию в ходе коррекционного обучения навыка построения синтаксических конструкций с временным значением в письменной речи обучающихся основной школы с умственной отсталостью. Трудности формирования временных представлений у детей и подростков с нарушением интеллекта существенно осложняют их обучение и социализацию в обществе. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) расширение временных представлений умственно отсталых школьников в процессе обучения русскому языку выделяется в отдельную задачу, подчеркивается необходимость использования письменной коммуникации для решения практических задач. С целью решения поставленной за-дачи разработана и апробирована педагогическая технология коррекционного обучения для школьников, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью. Разработан методический инструментарий и проведено экспериментальное обучение. Учебный процесс в рамках технологии представлен цепочкой коррекционных занятий. Занятия разбиты на три блока по числу микроцелей. Во время обучения уточнялся и расширялся временной словарь обучающихся и последовательно вводился в синтаксические конструкции. Положительные результаты экспериментального исследования показали, что для формирования в письменной речи у школьников с умственной отсталостью осознанных, обобщенных, дифференцированных языковых средств выражения времени особенно важна специальная, логически выстроенная технология обучения, обеспечивающая методически планомерное и стойкое формирование временных представлений.
Ключевые слова: синтаксические конструкции; временны́е отношения; языковые средства; технологии обучения; русский язык; методика преподавания русского языка; письменная речь; олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети.
Abstract: The article presents the dynamics of formation of the skill of using syntactic constructions with a temporal meaning in the written speech of special basic school students with intellectual disability. The difficulties of the formation of temporal ideas in children and adolescents with intellectual disabilities significantly complicate their learning and socialization in society. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for the Education of Students with Mental Retardation (Intellectual Disabilities), the expansion of the temporal ideas of schoolchildren with intellectual disability in the process of learning Russian is singled out as a separate task. The need to use written communication to solve practical problems is specially emphasized. In order to solve this problem, a pedagogical technology of special education of schoolchildren learning in accordance with the adapted basic general education program for students with intellectual disability has been developed and tested. The study presents the methodological tools and describes the experimental training that has been carried out. The educational process within the framework of the technology is represented by a chain of rehabilitation lessons. The lessons are subdivided into three blocks according to the number of micro-goals. During training, the temporal vocabulary of the students was refined and expanded and was consistently introduced into syntactic constructions. The positive results of the experimental study have shown that a special, logically structured teaching technology, providing regular and stable formation of temporal ideas, is especially important for the formation of conscious, generalized, and differentiated linguistic means of expressing time in the written speech of schoolchildren with intellectual disability.
Key words: syntactic constructions; temporal relations; language means; teaching technologies; Russian language; methods of teaching Russian; written speech; olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disability.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.