Архив журнала
Нейродидактика и инклюзивное образование: возможности и ограничения в профессиональном образовании
- 544
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Высшее и даже среднее профессиональное образование часто остается все еще недоступным или малодоступным для людей с ОВЗ. Однако инклюзивная модель образования, предполагающая широкое внедрение в современное образование технологий, помогающих учиться разным группам обучающихся и учить их, стимулирует активные поиски путей совершенствования образовательного процесса, повышения образовательных результатов для учащихся и обучающихся с ОВЗ и без тех или иных особенностей или ограничений. Цель исследования — осмысление границ современной нейродидактики в инклюзивном образовании. Метод исследования — теоретический анализ и синтез возможностей и ограничений нейрообразовательных технологий в инклюзивном образовании. Результаты исследования говорят о том, что инклюзивная доктрина как концепция, нацеленная на обеспечение доступа к образованию, его разным ступеням и видам самым разным группам учеников сейчас уделяет нейротехнологиям и нейротехнологическим устройствам особое внимание. Нейродидактика в инклюзивном образовании — это применение в инклюзивной образовательной среде знаний и умений относительно того, как обучается головной мозг и что стимулирует развитие его познавательных и иных функций. Делаются выводы о том, что нейродидактика, опираясь на новейшие достижения и открытия в области наук, изучающих строение, функционирование и жизнедеятельность головного мозга человека, стремится выстроить систему обучения, максимально учитывающую индивидуальные нейропсихологические особенности обучающихся. Современное образование может рассматриваться не только как процесс и результат усвоения знаний и умений (компетенций), но и трансформация внутреннего опыта обучающегося, несущего отпечаток его жизненной ситуации и всей его неповторимой индивидуальности.
Ключевые слова: нейрообразование; нейротехнологии; нейродидактика; инклюзия; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; особые образовательные условия; доступная образовательная среда; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; студенты с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract: Higher and even secondary professional education often remains inaccessible or hardly accessible to people with disabilities. However, an inclusive education model, which involves the widespread introduction of technologies into modern education that help various groups of students learn and be taught, is actively looking for ways to improve the education process and education results for students with disabilities and without them. The purpose of the study is to establish the boundaries of the application of modern neuroeducational technologies in inclusive education. The research method includes theoretical analysis and synthesis of the opportunities and limitations of neuroeducational technologies in inclusive education. The research results show that the inclusive doctrine, as a conception aimed at providing access to education and its different levels and types, for various groups of students, now pays special attention to neurotechnologies and neurotechnological devices. Neurodidactics in inclusive education is the application in an inclusive educational environment of knowledge and skills about how the brain learns and what stimulates the development of its cognitive and other functions. The study concludes that neurodidactics, relying on the latest achievements and discoveries in the field of sciences that study the structure, functioning and activity of the human brain, seeks to build a learning system that maximally takes into account the individual neuropsychological characteristics of the students. Modern education can be considered not only as a process and an outcome of the acquisition of knowledge and skills (competences), but also as a transformation of the student's inner experience, bearing the imprint of their life situation and their unique personality.
Key words: neuroeducation; neurotechnologies; neurodidactics; inclusion; inclusive education; inclusive educational environment; special educational conditions; accessible educational envi-ronment; disabilities; students with disa-bilities.