Рубрика: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен опыт интеграции современных информационно-коммуникационных технологий в систему специального образования детей с интеллектуальными нарушениями. Эмпирическое исследование посвящено анализу эффективности использования ИКТ во внеурочной работе с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, оценке положительного влияния на развитие познавательного интереса, учебной мотивации к формированию первичных базовых умений обращаться с компьютерной техникой. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: монографический анализ; педагогический эксперимент, наблюдение, диагностика (методика А. А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника», методика оценки мотивации к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями, анкета для оценки компьютерной грамотности школьников (В. В. Ковалев), адаптированная авторами для проведения исследования). Главный вывод, который мы можем сделать по результатам проведенной работы, состоит в том, что применение ИКТ при организации внеурочной работы с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс; приемы использования ИКТ во внеурочной работе практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей; научно обоснованное и соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям применение ИКТ способствует развитию познавательной активности учащихся, формированию их мотивации, освоению базовых навыков работы с компьютерной техникой, что будет позитивно влиять на процесс социализации. Таким образом, полученные результаты контрольного этапа исследования показали достижение значимых изменений по всем показателям, что позволило полностью подтвердить выдвинутую гипотезу.
Ключевые слова: олигофренопедагогика; нарушения интеллекта; дети с нарушениями интеллекта; интеллектуальные нарушения; школьники; внеурочная деятельность; информационно-коммуникационные технологии; познавательные интересы; учебная мотивация; компьютерная техника.
Abstract: The article presents the experience of integrating modern information and communication technologies into the system of special education for children with intellectual disabilities. The empirical study is devoted to the analysis of the effectiveness of application of ICT in extracurricular work with junior schoolchildren with intellectual disabilities, the assessment of the positive impact on the development of cognitive interest and the learning motivation for the formation of primary basic skills to use computers. To test the hypothesis and accomplish the corresponding tasks, the authors use the following research methods: monographic analysis; pedagogical experiment, observation, diagnostics (the method of A. A. Gor-chinskaya “Cognitive activity of a junior schoolchild”, the method of assessing the motivation for learning of students with intellectual disabilities, questionnaire for evaluating computer literacy of schoolchildren (V. V. Kovalev), adapted by the authors for this study). The main conclusion that can be drawn from the results of the study carried out is that the use of ICT in the organization of extra-curricular work with junior schoolchil-dren with intellectual disabilities makes it possible to diversify the education process; the methods of application of ICT in extracurricular work practically coincide with the areas, forms and methods of supplementary education for children; the scientifically grounded and meeting sanitary and hygienic require-ments use of ICT facilitates the devel-opment of the cognitive activity and motivation and acquisition of basic computer skills by schoolchildren, which is sure to have a positive effect on the process of socialization. Thus, the results obtained at the control stage of the study demonstrate the achievement of significant changes in all indicators, which has made it possible to fully confirm the hypothesis posed at the beginning of the experiment.
Key words: olygophrenopedagogy; intellectual disabilities; children with intellectual disabilities; disabilities of intellect; schoolchildren; extracurricular activity; information and communication technologies; cognitive interests; learning motivation; computers.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.