Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В современном инклюзивном образовании все более активно обсуждаются вопросы внедрения нейротехнологий, обогащение труда педагога знаниями и умениями из различных областей нейрологии, включая представления о путях оптимизации функционирования человеческого мозга как инструмента переработки информации о внешнем и внутреннем мире. В нейротехнологический подход, определяющий понятие нейропедагогики, входит несколько основных направлений нейротехнологий: разработка новых типов-поколений интерфейсов «мозг — компьютер»; совершенствование человеко-машинных языков; полное структурно-функциональное картирование мозга; разработка нейроморфного компьютера; обеспечение жизнедеятельности мозга при отказе основных органов тела (создание киборгов) и т. п. С точки зрения механистического натурализма и прагматически-утилитарной ориентации образования, основная его задача — «аугментация» как повышение результативности устройств и программ, но с точки зрения человека важнее этого реализация стоящих перед ним образовательных и жизненных задач, в том числе коррекция и компенсация имеющихся нарушений и ограничений. Помимо компетентности потребителя, это предполагает обеспечение и развитие субъектности пользователя / потребителя нейротехнологий. Эта и ряд иных проблем нейрообразования являются по своему характеру этическими. Цель исследования — анализ этических, духовно-нравственных аспектов применений нейротехнологий в инклюзивном образовании. Метод исследования — интегративный анализ этических проблем внедрения нейро-образовательных технологий (становления и развития нейрообразования) в инклюзивное образование, осмысление духовно-нравственных (этических) последствий разработки и применения различных нейротехнологий в инклюзивном обучении и воспитании. Новизна исследования связана с попыткой интегративного теоретического анализа проблем нейроэтики в инклюзивном образовании и с попыткой осмысления этических проблем применений нейротехнологий в инклюзивном образовании в контексте представлений о нем как процессе формирования, развития и восстановления субъектности человека. Практическая значимость исследования обусловлена задачами организации и осуществления этической экспертизы существующих и находящихся в стадии разработки нейротехнологий, разработки правил, предписаний и ограничений их применения в инклюзивном образовании.
Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; особые образовательные условия; нейрообразование; нейротехнологии; системы искусственного интеллекта; цифровое обучение; цифровая культура; искусственный интеллект; цифровые технологии.
Abstract: Various issues of introducing neurotechnologies and expanding teacher's work with knowledge and skills from numerous fields of neuroscience, including ideas about the ways to optimize the functioning of the human brain as a tool for processing information about the external and internal world, are being more and more actively discussed in the modern inclusive education. The new neurotechnological approach includes several main areas of neurotechnology: development of new types-generations of brain-computer interfaces; improvement of human-machine languages; complete structural and functional brain mapping; develop-ment of a neuromorphic computer; en-suring the vital activity of the brain in case of failure of the main organs of the body (creation of cyborgs), etc. From the point of view of mechanistic naturalism and pragmatic-utilitarian orientation of education, its main task is "augmentation" as an increase in the effectiveness of devices and programs; but from the point of view of man, the implementation of educational and everyday life tasks facing them, including correction and compensation for existing violations and limitations, is the main task of education. In addition to the consumer competence, this implies the provision and development of the subjectness of the user / consumer of neurotechnologies. This and a number of other problems of neuroeducation are ethical in nature. The aim of this research is to analyze the ethical, spiritual and moral aspects of the application of neurotechnologies in inclusive education. The research method includes integrative analysis of the ethical problems of introducing neuroeducation technologies (formation and development of neuroeducation) into inclusive education and understanding of the spiritual and moral (ethical) consequences of the development and application of various neurotechnologies in inclusive education and upbringing. The novelty of the research is associated with an attempt at an integrative theoretical analysis of the problems of neuroethics in inclusive education and with an attempt to comprehend the ethical problems of the application of neurotechnology in inclusive education in the context of the idea of it as a process of formation, development and restoration of human subjectness. The practical significance of the study is closely associated with the tasks of organization and implementation of ethical expertise of the existing and future neurotechnologies and development of the rules, regulations and restrictions of their use in inclusive education.
Key words: inclusion; inclusive education; inclusive educational environment; special educational conditions; neuroeducation; neurotechnologies; artificial intelligence systems; digital education; digital culture; artificial intelligence; digital technologies.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.