Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель данной статьи заключается в обобщении существующих стратегий сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС) в условиях инклюзивного образования на основе анализа исследований и практического опыта зарубежных ученых. Во введении авторы статьи, ссылаясь на современные нормативно-правовые акты нашей страны, указывают на то, что при получении образования обучающимися с РАС в инклюзивной практике должны быть созданы соответствующие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Проведенное авторами статьи компаративистское исследование, основанное на методе анализа опыта зарубежных ученых, позволило вы-явить описание позитивных социальных и учебных результатов при организации инклюзивного образования обучающихся с РАС. В разделе с основными результатами работы описаны стратегии инклюзивного образования обучающихся с РАС, предложенные зарубежными исследователями: упреждающие действия, самоорганизация и привлечение посредников из среды сверстников. Показано, что данные стратегии открывают для педагога широкий спектр вариантов педагогического сопровождения и могут быть использованы для повышения эффективности организации образовательного процесса указанной категории обучающихся. В заключение авторы статьи указывают на то, что описанные стратегии могут быть применены в современной отечественной практике инклюзивного образования обучающихся с РАС — при условии адаптации с учетом социокультурных особенностей и текущих реалий отечественной системы образования.
Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; особые образовательные условия; компаративистские исследования; РАС; расстройства аутистического спектра; детский аутизм; дети-аутисты; стратегии сопровождения; самоорганизация обучающихся; самостоятельная работа.
Abstract: The purpose of this article is to generalize the existing strategies of support for students with autism spectrum disorders (hereinafter-ASD) in inclusive education based on the analysis of research and practical experience of foreign scholars. In the introduction, the authors of the article, with reference to the modern regulatory and legal legislation in our country, point out that when students with ASD receive education, appropriate conditions must be created in inclusive practice, without which it is impossible or difficult for them to master education programs. The comparative study con-ducted by the authors of the article, based on the method of analysis of the experience of foreign scholars, allowed them to identify the description of posi-tive social and educational results in the organization of inclusive education of students with ASD. The main results of the study describe the strategies of in-clusive education of students with ASD put forward by foreign researchers: pro-active actions, self-organization and involvement of intermediaries from among peers. It is shown that these strategies open up a wide range of op-tions of pedagogical support to the teacher and can be used to improve the efficiency of the organization of the education process of this category of students. In conclusion, the authors of the article point out that the strategies described can be applied to the modern domestic practice of inclusive education of students with ASD, provided that they are adapted taking into account the socio-cultural characteristics and modern conditions of the Russian education system.
Key words: inclusion; inclusive education; inclusive educational environment; special educational needs; comparative studies; ASD; autism spectrum disorders; children’s autism; autistic children; support strategies; self-organization of students; independent work.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.