Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приведены базовые положения, определяющие актуальность педагогической работы по развитию творческого воображения у младших школьников с задержкой психического развития, и рассмотрены педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста посредством эстетического развития в инклюзивной среде в условиях дополнительных внешкольных занятий. Наряду с традиционными педагогическими принципами системности, комплексности, повторяемости материала и частой смены вида деятельности в течение занятия, автором предложен оригинальный комплекс условий, способных стимулировать развитие творческого воображения младших школьников различного уровня психического развития на внешкольных занятиях эстетического характера. Среди выделенных условий — организация сотрудничества между детьми с ЗПР и учениками, развитие психических функций которых протекает в нормальном темпе, а также безоценочность, предполагающая отсутствие критерия «правильно / неправильно», дифференцированная сложность заданий и свобода выбора задания учащимся из вариантов, предусмотренных программой, при поддержке педагога. На основании экспериментальных данных, полученных нами, обоснована эффективность предлагаемой педагогической техно-логии развития творческого воображения, включающей разработанные автором условия педагогической работы по развитию школьников в инклюзивных группах, у детей младшего школьного возраста, в том числе у обучающихся с задержкой психического развития, .
Ключевые слова: задержка психического развития; ЗПР; дети с задержкой психического развития; развитие воображения; творческое воображение; инклюзивное образование; инклюзия; начальная школа; младшие школьники; педагогические условия; инклюзивная образовательная среда.
Abstract: The article presents the basic facts that determine the urgency of pedagogical work on the development of creative imagination in junior schoolchildren with disorders of psychological development and considers the pedagogical conditions that facilitate the development of creative imagination in primary school students through aesthetic development in an inclusive environment under the conditions of supplementary extracurricular activities. Along with the traditional pedagogical principles of consistency, complexity, and repetition of the material and frequent changes in the type of activity during the lesson, the author suggests an original set of conditions that can stimulate the development of creative imagination of junior schoolchildren of various levels of psychological development at extra-curricular classes of aesthetic character. These conditions include the organization of cooperation between children with disorders of psychological development and typical children, as well as absence of marking, presupposing non-usage of the criteria “right/wrong”, differentiated complexity of tasks and freedom of choice of tasks for students from the options provided by the program, with the support of the teacher. Based on the experimental data obtained, the author substantiates the effectiveness of the proposed pedagogical technology for the development of creative imagination in primary school children, specifically students with disorders of psychological development, including the conditions of pedagogical work designed by the author for the development of schoolchildren in inclusive groups.
Key words: disorders of psychological development; children with disorders of psychological development; development of imagination; creative imagination; inclusive education; inclusion; primary school; junior schoolchildren; pedagogical conditions; inclusive educa-tion environment.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.