Вам может быть интересно:
Архив журнала
Практический аспект использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- 539
- Рубрика: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме повышения эффективности логопедической коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, основной контингент которых представлен дошкольниками с общим недоразвитием речи. В статье обсуждается специфика речевого недоразвития у данной группы детей, описаны формы работы и возможности использования в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений одной из наиболее эффективных технологий — ИКТ. Средства информационно-коммуникационных технологий, обладающие уникальными дидактическими возможностями, способствуют формированию межанализаторных связей посредством полисенсорного воздействия (сочетание динамики, звука и изображения), что позволяет достаточно длительно удерживать внимание и мотивировать деятельность ребенка-дошкольника (путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды) в тех случаях, когда другими способами осуществить это не представляется возможным. Наши материалы показывают, что использование ИКТ в качестве средства коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обладает значительно большим развивающим потенциалом в сравнении с традиционной формой логопедической работы, что проявляется в существенном повышении эффективности процесса коррекции выявленных нарушений развития указанных компонентов речевой системы, положительном влиянии на развитие познавательной активности, психических процессов, активизации мотивационной готовности к коррекционно-развивающим занятиям и эффективности обучения в целом.
Ключевые слова: дошкольная логопедия; старшие дошкольники; тяжелые нарушения речи; ТНР; дети с нарушениями речи; речевые нарушения; логопедическая работа; информационно-коммуникационные технологии; логопедическая коррекция; общее недоразвитие речи; ОНР; лексико-грамматический строй речи; связная речь; детская речь; развитие речи.
Abstract: This article deals with the problem of improving the effectiveness of logopedic treatment of violations of lexical and grammatical language structure and coherent speech in senior preschool children with severe speech disorders, the majority of whom experience general speech underdevelopment. The article discusses the specificity of speech underdevelopment in this group of chil-dren, describes the forms of work and the possibilities of using one of the most effective technologies – ICT – in the logopedic practice of preschool education institutions. The tools of information and communication technologies, which have a unique didactic potential, contribute to the formation of interanalyzer connections via polysensory intervention (a combination of dynamics, sound and image), which allows the educator to hold the attention and motivate the activities of a preschool child for a long time (by modeling a rehabilitation-educational computer environment) in cases where it is not possible to achieve the same effect by other means. The study materials show that the use of ICT as a means of treatment of violations of the lexical and grammatical structure and speech coher-ence in senior preschoolers with general speech underdevelopment has a signifi-cantly greater developmental potential in comparison with the traditional form of speech therapy, which is manifested in a significant increase in the effectiveness of the process of rehabilitation of the identified violations of the development of these components of the language system, a positive impact on the devel-opment of cognitive activity, mental processes, activation of motivational readiness for rehabilitation-educational classes and the effectiveness of training in general.
Key words: preschool logopedics; senior preschoolers; severe speech disorders; children with speech disorders; speech disorders; logopedic work; information and communication technologies; logopedic treatment; general speech underdevelopment; lexico-grammatical organization of speech; coherent speech; children’s speech; speech development.