Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Современные тенденция педагогического и дефектологического образования указывают на непрерывный рост количества детей с различными речевыми патологиями, сложность и мозаичность у них структуры дефекта, влияющие на становление личности ребенка. Часто учителя-логопеды затрудняются в постановке логопедического заключения, отмечают недостаточный компетентностный уровень для определения первичности, вторичности и третичности уровней в структуре дефекта, сложности в описании синдромальной картины речевой патологии. Одним из распространенных речевых дефектов, представляющих собой сложный симптомокомплекс нарушений фонетико-фонематической и просодической стороны речи на фоне моторной органической недостаточности, является стертая форма дизартрии. По данным статистических источников, в массовых дошкольных учреждениях среди детей до-школьного возраста 5—7 лет более чем у 50 % при диагностическом об-следовании выявляются нарушения речи. Как правило, отмечаются такие речевые нарушения, как общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), нарушение звукопроизносительной стороны речи (дислалия), специфические нарушения голоса с преобладанием назализации (ринофония), стертые формы дизартрии (Е. Ф. Архипова). Учитывая распространенность этого речевого дефекта, трудность первичного выявления и сложности коррекционного сопровождения, обусловленные нозологией речевого нарушения, определяется потребность в расширении и углублении диагностического обследования в нейропсихологическом и лингвологопедическом направлении. Модификации описания общего синдрома, определение характера отклонений зон дефицитарности или незрелости головного мозга при органической патологии, наличествующей при стертой форме дизартрии, позволят узким специалистам выстроить на основании полученных эмпирических данных комплексный маршрут интегрированного коррекционного сопровождения. Междисциплинарный подход к рассмотрению детей с данной нозологией в классической и современной коррекционной педагогике не теряет своей актуальности.
Ключевые слова: дошкольная логопедия; дошкольники; нарушения речи; дети с нарушениями речи; междисциплинарный подход; нейропсихологические исследования; лингвологопедическая диагностика; синдромальная картина; стертая дизартрия.
Abstract: Modern trends in pedagogical and defectological education indicate a continuous increase in the number of children with various speech disorders and the complexity and mosaic nature of their defect structures, which affect the formation of the child's personality. Often, speech therapists find it difficult to formulate a logopedic conclusion and note an insufficient competence level to determine the primary, secondary and tertiary levels in the structure of the defect, and the difficulty in describing the syndromic picture of speech disorder. The trite form of dysarthria is a widespread speech defect, which demonstrates a multiple symptomatic complex of disorders of the phonetic-phonemic and prosodic aspects of speech against the background of motor organic impairment. According to statistical sources, more than 50% of preschoolers 5-7 years old in mainstream preschool institutions demonstrate speech disorders during diagnostic examination. As a rule, these speech disorders include general speech underdevelopment, phonetic-phonemic speech underdevelopment, disorders of the articulatory aspect of speech (dyslalia), specific voice disorders with predominance of nasalization (rhinophonia), and trite forms of dysarthria (Arkhipova E.F.). Taking into account the high incidence of this speech defect, the difficulty of primary detection and the problems of rehabilitative care caused by the nosology of the speech disorder, specialists identify the need to expand and deepen neuropsychological and linguo-logopedic diagnostic examination. Modifications of the description of the general syndrome and determination of the nature of deviations of the areas of deficiency or immaturity of the brain in cases of organic pathology, which accompanies trite forms of dysarthria, will allow narrow specialists to build a complex route of integrated rehabilitation support on the basis of the empirical data obtained. An interdisciplinary approach to the consideration of children with this nosology in classical and modern special pedagogy is as urgent as ever.
Key words: preschool logopedics; preschoolers; speech disorders; children with speech disorders; interdisciplinary approach; neuropsychological research; linguo-logopedic diagnostics; syndromic picture; trite dysarthria.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.