Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В исследованиях многих выдающихся ученых в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) отмечается, что полноценное сенсорное развитие является фундаментом для формирования умственной деятельности ребенка, поэтому данная проблема является весьма актуальной в отношении детей с задержкой психического развития, у которых сенсорное развитие в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. В статье проанализированы такие понятия, как «величина» и «величина предмета». Рассмотрены особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста. Целью эксперимента, представленного в данной статье, явилась оценка уровня развития восприятия величины предметов детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР на стыке сенсорных и мыслительных процессов. Описаны используемые нами методики, ход и результаты исследования. Дан сравнительный анализ выполнения задания детьми с задержкой психического развития, детьми с нарушением интеллекта и детьми без патологии. В заключительной части описаны выявленные нами в ходе эксперимента особенности восприятия величины объекта детьми младшего возраста с задержкой психического развития, что позволило обосновать необходимость систематической коррекционной работы, направленной на развитие сенсорной сферы детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: сенсорное развитие; ЗПР; задержка психического развития; дети с задержкой психического развития; младшие дошкольники; восприятие величины предмета; сенсорные эталоны; перцептивные действия.
Abstract: The article is devoted to the problem of sensory development of junior preschool children with disorders of psychological development. Many outstanding scholars in the field of preschool pedagogy (F. Froebel, M. Montessori, E. I. Tikheeva, A. V. Zaporo¬zhets, A. P. Usova, N. P. Sakulina et al.) argue that complete sensory development is the foundation for the development of the child's mental activity. That is why this problem is very urgent in relation to children with disorders of psychological development, since the sensory development of children of this category generally lags behind in terms of formation and goes on unevenly. The article analyzes such concepts as “size” and “size of an object”. It consid-ers the specific features of perception of the size of objects by preschool children. The aim of the experiment presented in this article was to assess the level of development of perception of the size of objects by junior preschool children with disorders of psychological development at the junction of sensory and mental processes. The authors describe the methods used and the course and the results of the study. They present a comparative analysis of the task perfor-mance by children with disorders of psychological development, those with intellectual disability and typical children. In conclusion, they describe the specific features of perception of the size of the object by junior preschool children with disorders of psychological development, which allowed them to justify the need to carry out systemic rehabilitation work aimed at the development of the sensory sphere of the children with disorders of psychological development.
Key words: sensory development; disorders of psychological development; children with disorders of psychological development; junior preschoolers; perception of the size of an object; sensory standards; perceptual actions.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.